Дмитрий Беляев
05.01.2013 АВТО, Мифы , ,

Несколько мифов об измерении степени тонировки автомобиля

Пару дней назад был остановлен сотрудником спец.полка ДПС во время операции по выявлению нетрезвых водителей. Поскольку не употребляю алкоголь вообще, разговор с инспектором вышел задушевный. Про новые штрафы за нарушение правил (исправления в прошлый пост внесены), а также про поведение водителей при общении с инспектором. Вот в данном случае конкретном — на въезде в Питер стоит дюжина инспекторов и останавливает всех подряд — сразу ясно, что идёт спец.операция. Задача инспектора — удостовериться в вашей трезвости. Но многие водители уходят в глухую оборону (особенно, когда есть за что переживать), в результате простая процедура (даже без первичного медицинского) растягивается по времени и доставляет массу неприятных эмоций. Конечно, за разговором мы провели не более пяти минут, и я поехал по делам дальше. Но мысли, на которые навёл меня этот разговор, возникали уже не раз.

Иногда и так называемая «гражданская инициатива» доходит до маразма, и тогда сам человек становится источником неприятностей не только для себя, но и для окружающих.

Помимо мало кому известных (после публикации, надеюсь, число незнающих уменьшилось) процедур медицинского освидетельствования, есть еще один пунтик у автомобилистов, который настолько мифологизирован, что рождает массу вопросов. Как вы уже поняли по картинке, речь пойдёт о тонировке.

Расставить все точки над «i» в этом вопросе нам поможет, как обычно, Пётр Артёмов, автор книги «Бронежилет водителя»:

«Совсем недавно, внимание автомобилистов привлекла информация в СМИ о новом поколении  измерителя светопропускания стекол автомобиля, которым инспектор ДПС может установить степень тонировки и в лютый холод и в сильную непогоду. Мол раньше этого нельзя было сделать, а теперь вдруг стало можно. И любители тонировать свою машину по всему периметру, вдруг почувствовали неладное. Но давайте по порядку.

Речь тут идет об измерительном приборе «Свет», по научному — тауметр «Свет».

На поверку, как оказалось, прибор совсем и не такой новый. В Государственный реестр средств измерений он был внесен уже в 2008 году. Статья, размещенная в некоторых новостных интернет изданиях под видом «свежей», сильно смахивает на маркетинговый выкрутас от компании производителя. Мол появились такие приборы которые могут то, что раньше вроде мочь было нельзя.

Почему раньше тонировку нельзя было измерять в мороз?

Раньше, самым распространенным измерителем светопропускания состоявшим на вооружении ГИБДД был прибор «Блик». Его технические параметры просто не позволяли проводить замер при температуре ниже минус 10 градусов. Иначе прибор начинал выдавать жутко искаженные показания. Вот отсюда и берет истоки данный стереотип, который  народные умельцы «форумчане» активно насаждали друг другу на протяжении многих лет.

Тауметр «Свет» был грамотно спроектирован с учетом внешних воздействий и по этому его можно стало применять на более широкой географии нашей Родины и не только в период лето-осень. Очевидно, что в эксплуатации он более удобен чем «Блик», так как имеет свой автономный источник питания, цифровое табло и меньшие габариты.

Что касаемо проведения измерений в дождь и снег, то тут требование приказа МВД РФ №1240 осталось неизменным — поверхность области стекла (где производится замер) должна быть сухой и чистой.

 

Как соблюсти алгоритм замера светопропускаемости по ГОСТу ?

Ответ очень прост — по ГОСТу никак! ГОСТ штука строгая, любящая конкретные показатели и параметры. ГОСТ это не руководство к действию и не инструкция по применению. Всеми любимый и много упомянутый ГОСТ 5727-88 включает в себя совершенно точные цифровые значения по отношению к уровню светопропускания стекол, четко нормирует допуск по оптическим искажениям и даже конкретизирует параметры  ударопрочности стекол.

Все алгоритмы действий, при замере вышеупомянутых показателей, излагаются в инструкциях по эксплуатации измерительных приборов ! И только после проведения ряда  процедур результаты уже сверяются с требованиями ГОСТа.

А как же ГОСТ 27902-88, зададут вопрос более опытные водители? Те кто его лично не читал  спешно подхватывают общую мистическую идею, что мол этот ГОСТ как раз и дает все ответы по алгоритму замера. Во первых, он описывает методы определения светопропускания и смещения вторичных изображений. Ключевое слово «метод», то есть тот основополагающий принцип, который в последствии был заложен в измерительные приборы. А вот все необходимые манипуляции с данным прибором уже  легли в основу инструкций по их эксплуатации.

Во вторых, внимательно читаем раздел №1 «Условия испытаний». В ГОСТе, как одним из требований, указан температурный диапазон  +20 градусов (с допустимой погрешностью +/- 5 градусов). Это описание лабораторных условий для поверочных испытаний.  В пункте 2.5 ГОСТ 27902-88 четко сказано, что так же допускается использование и иной аппаратуры измерения, например спектрофотометров. Именно их и прислоняют инспектора ДПС к вашим любимым тонировкам.

Желающие ознакомиться с ГОСТом 27902-88 могут заглянуть сюда.

Вот к примеру ГОСТ З 41.112-2005 «Предписания для автомобильных фар». Приложение №4: «Испытание фар на стабильность фотометрических характеристик в условиях эксплуатации. Испытания проводят в сухую и спокойную погоду при температуре окружающего воздуха (23 +/- 5) °C». Скажите пожалуйста, если руководствоваться странной логикой «любителей» ГОСТов, то я получается уже никак не могу использовать фары своего авто зимой?

 

Кто имеет право измерять степень тонировки?

 

15 октября 2010 г. Российская газета опубликовала статью в которой была дана ссылка на разъяснение департамента обеспечения безопасности дорожного движения.

По мнению правозащитников контролировать на дорогах затемнение автомобильных стекол может только специально обученный человек — государственный инспектор технического надзора. Но не инспектор ДПС, который всякими специфическими знаниями не обладает. С 23 сентября 2010 г. вступила в силу поправка в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь за нарушение уровня светопропускаемости автомобильных стекол штраф составляет не 100 рублей, а 500 рублей.

Тем не менее с момента вступления в силу ужесточенного штрафа, как утверждалось на различных интернет-форумах, проверять автомобили на просвет кинулись все кому ни лень. Именно поэтому департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и дал соответствующие разъяснения по спорному вопросу. И направил их телеграммой за подписью первого заместителя начальника департамента Владимира Швецова во все подразделения по всем городам и весям нашей необъятной родины.

В этой телеграмме четко прописано, что проверять стекла на просвет может любой сотрудник ГАИ. Определять на глазок, допустима ли тонировка или чрезмерна, инспектор не имеет никакого права. Для такой проверки у него должен быть соответствующий прибор занесенный в Госреестр средств измерений.

В телеграмме объяснялось, чем именно вызвано такое решение. В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 26.8 и пунктом 6 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ возбуждать дела, применять технические средства измерения и выносить постановления по данному составу правонарушения имеют право не только инспекторы технического надзора, но и сотрудники дорожно-патрульной службы.

Примечание к абзацу 6 пункта 82 Административного регламента, на которое дружно ссылаются правозащитники, лишь уточняет полномочия государственных инспекторов БДД, но не ограничивает каким-либо образом полномочий инспекторов дорожно-патрульной службы.

 

 К вопросу о степени тонировки

Еще не так давно для автолюбителей вопрос степени тонировки казался вполне простым. Все ссылались на «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», а точнее на пункт 7.3, где вполне на законных основаниях разрешалось применять тонированные стекла (кроме зеркальных), но если те соответствовали ГОСТу 5727-88. Светопропускаемость лобового стекла допускалась не менее 75 %, передних боковых 70 %. Затемнение задних стекол не регламентировалось.

Однако, с 23 сентября 2010 г. вступил в силу «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Дабы инспектора ДПС опять не начали путать водителей некими нововведениями, многие автолюбители перечитали сей весомый документ вдоль и поперек, но так и не нашли никакого упоминания о коэффициентах светопропускаемости стекол автомобиля.

Но не все так просто. Уточнение было внесено уже в другом документе, под названием Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. N 706 г. «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». В пункте 32  указанно, что светопропускание ветрового (лобового — прим. автора) стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 %. Как говориться — оптом дешевле.

 

 Случай из жизни

Один из моих читателей рассказал забавную историю о том, как в городе Калуга местные инспектора ДПС прикладывали к внутренней стороне стекла газетный лист и если им казалось, что с внешней стороны текст плохо читается — требовали следовать с ними на пост ДПС, где измерительный прибор имелся в наличии. Что тут можно сказать? За находчивость «пять», а за соблюдение процессуальных норм «два».

Как я уже говорил ранее — любое действие инспектора ДПС должно оформляться в бумажном виде. Что это значит?

Приведу пример. Инспектор выявил несоблюдение Вами правил дорожного движения. Ведь никого не удивляет тот факт, что он берет и составляет протокол об Административном правонарушении? Хочет он заглянуть в закрома багажника Вашего авто — обязан составить протокол досмотра. А в случае отправки водителя на тесты к медикам он обязан составить аж целых два:  протокол направления на медосвидетельствование и протокол отстранения от управления ТС.

Так и в случае с водителями Калуги, где служители закона применили самопальный «экспресс» тест. Любые устные высказывания инспектора ДПС не оформленные в виде протокола — это лишь его фантазии, не имеющие ничего общего с законными требованиями. В противном случае автолюбитель рискует оказаться на месте сказочного джинна, исполняющего любые желания того — кто выманил его наружу».

Источник публикации: http://www.autopravo.info/news/neskolko-mifov-ob-izmerenii-stepeni-tonirovki/

Сам скажу, что никогда не пользовался тонировкой, потому что предпочитаю такую иллюминацию, когда света более чем достаточно. Но уверен, что для кого-то из читателей данный материал прийдётся познавательным и полезным.

Поделиться

Комментарии Правила дискуссии

Читайте ранее:
Обрусевший Жерар Депардье

Вчера был подписан указ о предоставлении Жерару Депардье российского гражданства. Полный текст указа выглядит следующим образом: «В соответствии с пунктом...

Закрыть