Дмитрий Беляев
23.12.2012 АВТО, Гражданское общество , , , , , ,

Водитель! Будь готов к Новому Году

В преддверии Нового Года и грядущих праздников хочу дать наставление всем водителям. Конечно, речь пойдёт об управлении автомобилем и разрешении сложных ситуаций, которые могут возникнуть при встрече с сотрудником ГИБДД.

Сразу скажу, что уже не первый год я вообще не употребляю алкоголь. В силу этого совершенно не боюсь возможных проверок(Д.А.Медведев не пугает своими штрафами). Разумеется, повода для подозрений у инспектора ДПС при таких условиях нет. Проведенные за рулем годы + здоровый образ жизни вкупе с активной мыслительной деятельностью всегда отражаются на лице водителя. А сотрудник ДПС помимо своих стандартных функций еще и хороший психолог — постоянное общение с людьми в трудных ситуациях даёт о себе знать. Но чем чёрт не шутит? Ведь все мы слышали о том, что бывают и нерадивые сотрудники, которые разводят «незнаек».

Поэтому, считаю, что обязательной составляющей созидаемого нами всеми вместе гражданского общества является знание своих прав и умение разрешить сложную ситуацию в правовом поле. Тоже так думаете, но не знаете с чего начать? Пожалуй, пояснение основ правового общения с инспектором ДПС при остановке вашего транспортного средства, — это отличный подарок от проекта «Бронежилет водителя», о котором я уже не раз рассказывал на страницах этого журнала.

11 декабря состоялся тренинг проекта «Бронежилет Водителя» по теме «Юридическая Грамотность Водителя».

Рекомендую всем водителям, вне зависимости от отношения к алкоголю, потратить два с половиной часа, которые, возможно, позволят сохранить намного больше времени и невров в будущем:

Для удобства сделаю краткую выдержку из всего сказанного в ролике. Моменты, которые запомнились мне наилучшим образом.

Общение с инспектором

Все люди разные. В любом срезе общества есть плохие люди, а есть — хорошие. Инспектора точно такие же люди, как и мы с вами. Поэтому не стоит сразу же «рваться в бой» или демонстрировать инспектору, что «сейчас ему станет худо» от ваших познаний.

Инспектор выполняет свою работу — обеспечивает безопасность дорожного движения. В отсутствие подозрительного неправового поведения следует относиться к инспектору с уважением, особенно в такую холодную погоду, как сегодня. Конечно, не стоит приглашать его на чашечку Экспрессо в салон автомобиля, не положено, но и смотреть на него со звериным оскалом — тоже не стоит. Это лишнее.

К слову сказать, многие сообщества автомобилистов заранее накачивают аудиторию на крайне агрессивное общение, что приводит к развитию не гражданского общества, а агрессии в людях. Поэтому мой вам совет: относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам самим.

Остановка транспортного средства инспектором ДПС

До первой минуты уходит на то, чтобы инспектор вас изучил (а вы — его) — цвет лица и глаз, речевую моторику, мимику, голос и другие показатели, на основании которых можно заподозрить человека в чём-либо. Не теряйтесь ни в коем случае, будьте уверены в себе. Ведь если вы ничего не нарушали, то вы невиновны.

Не выходите из машины. Ни в одном пункте правил не указано, что вы должны выходить из машины. Такое может произойти только в том случае, если инспектор составит акт отстранения от управления ТС (транспортным средством) на основании прохождения, например, первичного медицинского освидетельствования. О нём читайте ниже.

Разговор можно начать с того, чтобы попросить инспектора назвать причину остановки. Если, к примеру, у вас выключены габаритки, и он это заметил, то лучше признать свою реальную вину, извиниться и предложить инспектору сделать вам предупреждение или, согласно пункту 12.20 ПДД, выписать штраф в 100 рублей. Поскольку для штрафа необходимо составлять протокол, инспектор вполне может попросить вас впредь быть более внимательным, и отпустить.

Если поведение инспектора вызывает подозрение, тогда нужно обязательно попросить его предъявить в раскрытом виде служебное удостоверение и жетон. Возите с собой для таких случаев блокнот и ручку. Внимательно запишите данные инспектора — Ф.И.О, звание, название/номер полка/части/батальона.

Только так вы можете удостовериться, что перед вами — сотрудник ГИБДД, а не ряженный грабитель.

После чего вы вправе спросить у инспектора Ф.И.О. закреплённого за ним дежурного и телефон дежурной части.

Зачем? По уставу инспектор не имеет права останавливать ТС без какой-либо причины вне стационарного поста ДПС.

Если такое произошло, а инспектор говорит вам о том, что у него есть ориентировка или идёт спец.операция, задумайтесь. Если вы видели невдалеке другие экипажи ГИБДД, сотрудников МВД с оружием в бронежилетах и без — вполне вероятно, что спец.операция таки идёт. Если есть ориентировка, спросите точно ли такой модели и цвета, как у вашего ТС, разыскивается автомобиль?

В любом случае вы можете позвонить дежурному или 02 и узнать, на самом ли деле здесь проводится спец.операция или есть соответствующая ориентировка.

Звонок в 02

Это очень важный момент. Если вы звоните в 02, представляетесь полностью и говорите «Я хочу сделать официальное заявление», то автоматически записанный звонок может быть использован в последствие в суде как одно из доказательств вашей невиновности.

Документы

Вы удостоверились, что инспектор тот, за кого себя выдаёт. Если вас остановили на стационарном посту ДПС, во время спец.операции, по ориентировке или вы что-либо нарушили, то вы должны передать документы инспектору. Для того, чтобы он удостоверился, что вы — это вы. Доверенность, кстати, с недавних пор не нужна. До той поры, пока не решите со штраф.стоянки забрать ТС или же не попадёте в ДТП (тьфу-тьфу-тьфу).

Здесь одно важное «НО». Документы ваши нужны инспектору только для составления протокола, если он не собирается, например, лишать вас прав. После составления протокола инспектор обязан вернуть вам ваши документы.

Если вы попали в ДТП, а инспектор забирает с собой документы со словами «встретимся в участке по адресу …» и на вопрос «что мне делать, если меня остановят другие инспектора ДПС?» получаете ответ в духе «назовите им номер экипажа / фамилию / и так далее», то инспектор по сути похищает ваши документы. Он не имеет на это право.

Если инспектор отказывается возвращать вам документы после составления протокола, то можно сделать следующее. Сказать: «Инспектор, если вы сейчас же не вернёте мне документы, то я звоню в 02 и делаю заявлению о краже документов». Этот метод работает безотказно. Ведь даже без данных инспектора(которые вы заранее переписали с его удостоверения), служба 02 отреагирует мгновенно. Ему по рации сообщат, что он не прав. В противном случае его ждут рапорты и проверки из службы безопасности.

Если у вас забирают права, то вам обязательно должны выдать временное разрешение на управление ТС, которые действует только тогда, когда у вас есть документ, удостоверяющий личность:

Протокол

Это самая важная часть общения с инспектором. Официальный документ, к которому никогда не стоит относиться пренебрежительно.

Ведь судья, в случае доведения дела до суда, руководствуется прежде всего им.

Признаюсь, что многих аспектов, в данном материале, ранее не знал. Например, заполнял свою часть протокола в машине ДПС. Делать так категорически не советую.

Во-первых, вы на чужой территории. Во-вторых, инспекторов обычно двоё, а вы — один. Фактор психологического давления. Они могут под нос советовать делать так, как делать не нужно.

А как нужно? Рассказываю.

Когда инспектор объяснил вам причину составления протокола, не важно согласны вы или нет, попросите его заполнить свою часть протокола, а после — принести протокол к вам в машину, где вы заполните его самостоятельно. Такие вещи у недобросовестных инспекторов вызовут тревогу, а добросовестный будет только рад тому, что вы всё сделаете сами.

Вот так выглядит протокол:

Вы спрашиваете инспектора: «Инспектор, точно ли вы внесли все данные в протокол и поставили подпись?», если ответ утвердительный и вы получаете в руки протокол — инспектор более не имеет права вносить никаких дополнений. Внимательно к этому отнеситесь.

На что следует обратить внимание?

  • Точное время, дату и место происшествия.
  • Пункт ПДД, нарушение которого вменяется.
    Желательно, если не по памяти, то по Правилам сверить пункты и содержание. Часто случается так, что говорят одно, а вменяют — совсем другое.
  • Свидетели
    Свидетель — это не понятной. Это человек, который непосредственно засвидетельствовал ситуацию. Свидетелем может быть ваш пассажир или даже напарник инспектора ГИБДД. Но понятными (которых приглашаю для засвидетельствования процесса специально до его совершения) быть инспектора ГИБДД не могут.
    С целью, чтобы после вас в протокол не были внесены свидетели, можно поставить Z (перечеркивающий росчерк) на всю графу.
  • Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении
    Если вы уверены в своей невиновности, пишите: «ПДД не нарушал. С вменяемым правонарушением не согласен. Требую помощи защитника».
    Если есть: «Есть запись видеорегистратора».
    Если инспектора говорят, что у них есть видеозапись, но не предоставляют её, пишите: «С материалами дела ознакомлен не был». Вы имеете полное право ознакомиться со всеми материалами дела, поскольку оно возбуждается по вашу душу.
  • Место и время рассмотрения административного правонарушения
    Важно. Пишите «По месту жительства». Бывает такая уловка, когда вас за тридевять земель останавливают и говорят «Будете к нам кататься в суд». Не выйдет, по закону вы можете запросить рассматривать дело по месту жительства.
  • С протоколом ознакомлен, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции мне разъяснены. Копию протокола получил
    Обычно инспектора ставят галочку и просят расписаться. Но не спешит это делать. Если вы невиновны и чувствуете, что вас «разводят» решать ситуацию вне правового поля, а права и обязанности вам не разъяснены, то пишите: «Разъяснение прав и обязанностей инспектором произведено не было. Копию протокола получил. Подпись». После заполнение протокола, вырываете самую последнюю кальку-копию зелёного цвета. Это будет ваш экземпляр.
    Данный пункт полезно производить в своём автомобиле, ибо некоторые инспектора, которые пользуются наивностью некоторых водителей, приходят от этих действий в ярость.
  • Протокол прошу направить по месту жительства 
    Зачеркиваете «учета транспортного средства». Вам удобнее ходить в тот суд, где вы живёте.
Внимательно проверяете всё, в том числе соответствие вменяемой статьи и описанного инспектором правонарушения, вырываете последний третий лист зелёного цвета, открываете окно своего ТС и возвращаете оригинал протокола инспектору.
Если вы невиновны и сделали всё, как указано выше, то у вас есть все шансы выиграть дело в суде.

Первичное медицинское освидетельствование

Не стоит и говорить, что сутки после употребления алкоголя лучше вообще не садиться за руль. Если вы в черте города, куда как безопаснее вызвать такси. Дешевле выйдет.

Конечно, я бы мог сказать «лучше вообще не пить» и принудить вас следовать моему примеру, но каждый делает свой выбор самостоятельно. Надеюсь, что рано или поздно, вы тоже к этому придете.

Каким бы ваш выбор не был, я его уважаю. Главное, чтобы дорога была безопасной для всех участников движения.

Проверка водителя на состояние алкогольного опьянения должна производиться в соответствии с регламентом.

Если вам предлагают «дыхнуть в трубочку», то будьте на чеку.

Уже напряглись? Расслабьтесь. Пару историй от автора книги «Бронежилет Водителя» Петра Артёмова.

История первая

Происходит остановка ТС. Разговор через приспущенное окно.

Инспектор ДПС: — Что-то вы неважно выглядите!

Водитель: — А вы что, доктор?

Инспектор ДПС: — Ну я почти доктор. Дыхните в мою сторону.

Водитель: *Делает вид, что дышит*

Инспектор ДПС: — Что-то вы плохо дышите!

Водитель: — Вы почти доктор, а я почти дыхнул. Инспектор, может быть будем следовать регламенту 475 постановления Правительства РФ о прохождении первичного медицинского освидетельствования?

Инспектор ДПС: — Понятно, значит умный. Езжайте, чтобы я больше вас здесь не видел!

Комментарий. Инспектор видит, что у вас отсуствуют какие-либо признаки алкогольного опьянения. Более того он видит, что вы подкованы, и делает заключение, что вы в здравом уме и трезвой памяти.

История вторая

Та же самая ситуация.

Инспектор ДПС: — У меня есть серьезные подозрения на ваш счёт. Пройдёмте в патрульную машину.

Водитель: — Хорошо, пройдёмте.

Водитель покидает ТС и отправляется в машину экипажа ДПС.

Инспектор снимает шапку и подносит к лицу водителя.

Инспектор ДПС: — Дышите!

Водитель дышит. Инспектор нюхает.

Инспектор ДПС: — Какой подозрительный выхлоп от вас!

Водитель: — Инспекторы, вы правы. Врач говорил мне, что пока я не излечусь от туберкулёза, то употреблять алкоголь мне нельзя категорически!

Поскольку инспектор знает, что туберкулёз передаётся воздушно-капельным путём, перед его глазами в одно мгновение проносится вся его жизнь. Цвет лица инспектора становится бледным.

Водитель: —  Инспектор, давайте говорить серьезно. Почему вы не следуете регламенту? Вы же умный человек и знаете, что такие вопросы надо решать только в рамках правового поля. Представьте себе, что в следующий раз вам на самом деле попадётся водитель с туберкулёзом, который шутить не станет.

Понятное дело, что инспектор без наличия особых подозрений отпускает водителя.

 

Итак, что же это за постановление Правительства РФ за номером 475, в котором прописан регламент первичного освидетельствования?

Вот его текст на сайте Российской Газеты:

«Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 г. Москва

Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».

Далее по ссылке:

http://www.rg.ru/2008/07/02/avto-osvid-dok.html

Для печати (полезно возить с собой) я подготовил для вас специальный вариант в PDF:

http://yadi.sk/d/OQA5LrND1O_tS

Итак, давайте коротко и по порядку.

 

Для того, чтобы провести акт освидетельствования инспектор обязан составить протокол отстранения вас от управления ТС. Иначе он просто не может вызвать вас из машины. В нём он должен указать причины — невнятная речь, покраснение лица и глаз, нарушение моторики движений и так далее.

После чего, он обязан найти двух понятых. Сотрудник ДПС не может быть понятым. Свидетелем — да, понятным — нет.

После этого составляет протокол первичного медицинского освидетельствования на основе показаний алкотестера.

Алкотестер. Это отдельная история. Настоятельно рекомендую вам посмотреть ролик в начале поста. В нём вы увидите и узнаете исчерпывающую информацию по теме.

Итак, алкотестер должен обязательно иметь сертификат и метку о последней поверке (настройке датчиков), если он старше одного года выпуска.

В алкотестере обязательно должна быть возможность распечатать результаты анализа прямо на месте.

Обязательно нужны три копии результатов: для ГИБДД, для суда, для вас.

Мундштук (трубочка пластиковая) должна быть обязательно герметично запакована. Инспектор должен открывать её упаковку при вас.

Только так вы можете удостовериться в том, что это индивидуальный мундштук. Проще говоря, что в него никто не дышал.

Здесь есть одна хитрость. Нечистые на руку инспектора могут иголкой шприца проколоть едва заметно упаковку и вовнуть капнуть калю спирта.

Как этого избежать? Сегодня алкотестеры делают забор воздуха до тестирования водителя. Если в заборе обнаружен алкоголь — алкотестор не включится.

Поэтому требуйте, чтобы инспектора сначала установил мундштук, а уже после включил прибор.

Если регламент нарушается, вы можете подозревать инспектора в неправовых действиях.

После этого инспектор обязан ввести данные — ваши и свои.

И только после этого при понятых попросить вас дунуть в мундштук прибора.

Важная деталь. Прибор замеряет пары алкоголя из кровеносной сетки лёгких.

Развенчание мифов:

  • Если вы съели конфету с ликёром, то через пару минут из слизистой рта алкоголь исчезнет, а в крови его нельзя будет обнаружить, в силу практически его отсутствия.
  • Если вы выпили стакан кваса, то уже через 10-20 минут алкоголя на слизистой рта уже не будет.
  • Как показали тесты (см.ролик), кефир вообще не показывает паров алкоголя во рту, даже при измерении сразу же после употребления стакана кефира.

Что делать если вы уверены, что не употребляли алкоголь, а прибор показал его присутствие в крови?

Выход только один — ехать на экспертизу для вторичного освидетельствования. Точно также следует поступить, если сотрудник ДПС не может вас убедить в достоверности используемого прибора и продолжает стоять на своём.

В медицинской лаборатории будет произведен более глубокий анализ.

Слышали о том, что иногда у инспекторов есть «свои врачи»? И такое может быть.

Тогда сразу после вторичной экспертизы, вы можете поехать на независимую экспертизу, где в течение 5 часов после составления протокола об отстранении управления ТС, сдать все необходимые биоматериалы. И если независимая экспертиза покажет, что алкоголя в вашем организме нет, то даже если первичная и вторичная эксперитзы его показали, у вас есть все шансы выиграть дело в суде. Такие случаи бывали.

Прилагаю буклеты, которые были предоставлены компанией «Алкотектор», которая производит алкотестеры

Скачать в PDF: http://yadi.sk/d/gacwjbQs1O_qo

В 95% случаев инспектора пользуются прибором АЛКОТЕКТОР PRO-100 Kombi.

Изучить работу этого прибора вы можете, просмотрев ролик в самом начале поста.

Утомились? Пора заканчивать пост.

Подводя итоги

В качестве заключения скажу следующее.

Никогда не садитесь за руль пьяным. После употребления алкоголя не садитесь за руль в течение суток. Берегите пассажиров и пешеходов.

Старайтесь видеть (не смотреть на, а именно видеть — читать психологически) людей, в том числе инспекторов ДПС. И не вести себя агрессивно по отношению к ним. Это путь в никуда.

Ведите  себя безэмоционально и сдержано. Включение катушки эмоций всегда сулит выходом отношений за правовое поле, что чревато последствиями и для вас.

Будьте внимательны к людям на дороге и в жизни.

В Новом же году желаю вам хорошего пути и удачи на дорогах.

Считаю, что вместе с «Бронежилетом Водителя», сделал всё, что мог для того, чтобы предупредить любую опасность и сделать грядущие праздники более приятным для вас и ваших близких.

С Наступающим!

P.S. Если вы из Питера или Лен.области и в ходе просмотра видеоролика вас заинтересовали слова директора «Общества Защиты Прав Автолюбителей Санкт-Петербурга» Дмитрия Капустина, то рекомендую подписаться на бесплатную рассылку по автомобильной правовой теме на сайте его компании:

http://avtopravo.org

Поделиться

Новости от партнёров

Комментарии Правила дискуссии

MediaMetrics

Читайте ранее:
Запрет на активы за рубежом

Горькими слезами плачут все коррупционеры, которые последние 20 лет складировали награбленное за рубежом. Ведь в этом случае коррупция вдвойне опасна...

Закрыть