Дмитрий Беляев
29.06.2010 Жизнь, Род, Родина, Россия, Семья

Иван Тимофеевич Беляев

Иван Тимофеевич БеляевГоворят «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», но если смотреть более основательно, то я бы сказал «скажи мне, кто твои предки, я скажу кто ты». Гены и родство всегда играли и будут играть немаловажную роль в формировании личности человека, особенно в России с ее тысячелетней историей.
Наша семья достаточно давно интересуется родом, и нам удалось собрать большой объем информации для того, чтобы знать кто мы есть и от кого мы произошли.
В этот четверг, 1 июля 2010 года, по телеканалу Россия Никита Сергеевич Михалков расскажет про нашего предка, Ивана Тимофеевича Беляева, генерала Российской Империи.

Асунсьон – столица небольшой страны в самом центре Южноамериканского материка. Это единственный город на нашей планете, где внутри национальной святыни – в Пантеоне славы, что в самом центре этого горда — увековечена память русских офицеров-добровольцев, которые геройски сражались и погибали за свободу и независимость Парагвая в кровопролитной Чакской войне 1932—1935 годов. Многие из них воевали за Россию еще в Первую мировую войну, а потом – в Гражданскую. Среди них были кадровые офицеры, инженеры и агрономы, студенты и врачи, что надели военную форму в лихую для своей Отчизны годину и не снимали ее до самого своего из нее Исхода. Рассеявшись по миру, они собрались в конце 20-х годов в Южной Америке. Из более благополучных стран их выгнал тогда экономический кризис, когда русские иммигранты зачастую оказывались первыми кандидатами на потерю средств к существованию. Но большинство эмигрантов ехали в Парагвай по специальному приглашению, которое они получали от генерала Ивана Тимофеевича Беляева, обосновавшегося там еще с 1924 года. В Первую мировую войну Беляев участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве, командуя батареей тяжелой артиллерии, за что и получил Георгиевский крест. Главной идеей Беляева было создать в Парагвае «Русский Очаг» — прибежище для тех русских, которые хотели бы сохранить в неприкосновенности свою культуру, религию и национальный дух, для того чтобы после освобождения России от большевиков она смогла быстро возродить свои исторические и духовные корни.


Также доведу до вашего внимания вступительную часть мемуаров Ивана Тимофеевича Беляева.

Дворянский род Беляевых уходит корнями во времена царствования Екатерины II. Великая царица приглашала на службу талантливых людей со всей Европы и они служили России верой и правдой. Прадед автора книги (по материнской линии) – А. И. Эллиот, потомок старинного шотландского рода, приехал в Россию для воссоздания российского флота, и отличился в сражениях при Чесме и Наварине. Другой прадед – генерал Леонтий Федорович Трефурт, дипломат екатерининской школы, был адъютантом Суворова и принимал участие в знаменитом Итальянском походе. Так что Ивану Беляеву самим Богом было предначертано стать военным человеком. И родился он в казармах Лейб-гвардии Измайловского полка19 апреля 1875 года в Санкт-Петербурге. Отец – Тимофей Михайлович служил тогда во 2-й Лейб-гвардейской артиллерийской бригаде.
Беляевы были ещё породнены с А. Л. Блоком. Отец великого поэта был женат вторым браком на сестре Ивана Тимофеевича. Брак этот распался, но отношения семейства Беляевых с Александром Блоком оставались по-родственному теплыми, поэт часто бывал в доме Беляевых.
Мать Вани Беляева умерла через пять дней после его рождения, быть самостоятельным и рано повзрослеть заставили будущего генерала сами семейные обстоятельства. Увлечение географией, путешествиями, историей разных народов пришло к нему ещё в детстве и очень хорошо уживалось с профессией артиллериста. Изучая баллистику в кадетском корпусе, Ваня успевал посещать лекции Семенова-Тяньшаньского в Императорском Географическом обществе, куда он был принят по рекомендациям профессоров Богуславского и Мушкетова. Дальним родственником юноши оказался знаменитый академик Сергей Федорович Ольденбургский, Беляев слушал его лекции по географии и антропологии. Вскоре, после поездки на Кавказ выходит в свет его первая исследовательская работа “На земле хевсуров” (о самобытном горном народе, живущем в бассейне р. Арагви), интерес к этнографии не покидал Беляева всю жизнь.
Тяжело пережил молодой офицер поражение России в войне с Японией, как и сама Россия очень тяжело переживает поражения. Позже генерал Беляев придет к выводу, что наши дальнейшие беды пошли от этого поражения. Поддержка Западом Японии в войне с Россией нарушила европейское соотношение сил и исключила возможность взаимного доверия. С удивительной легкостью Запад втянул нас в погибельную Первую мировую войну. Беляев не считал участие России в этой войне неотвратимым. Ну, если ввязались, то нужна была победа. И, конечно, не такой ценой.
Уже к началу 1915 года Россия из пятимиллионной армии за несколько месяцев потеряла один миллион: 350 тысяч убитыми, плюс раненые и пленные. Погибали самые доблестные солдаты и лучшие офицеры, цвет армии.
Первая мировая породила революцию, Гражданскую войну, в некоторой степени даже репрессии 30-х… Очищение дала только Победа в 1945-ом.
Такая диалектика полувекового развития российской истории предстает перед читателем в «Записках русского изгнанника».
Война резко повлияла на выбор приоритетов автора книги – военное дело стало для Ивана Беляева первостепенным, он всегда был патриотом Отечества. В боях на Карпатах в 1915 году Беляев был представлен к Георгию. Из представления: «За спасение батареи и личное руководство атакой». В 1916 году, командуя дивизионом тяжелых гаубиц, участвовал в знаменитом «Брусиловском прорыве».
В 1917 году Беляев, произведенный в генерал-майоры, остро переживал моральное разложение армии, вчера ещё стоявшей, по его мнению, на пороге побед. Победу погубили митинги и анархия, что сегодня названо было бы демократией. Отношение Беляева к временному правительству было негативным. Приказ №1 Петроградского Совета, составленный и опубликованный в феврале-марте 1917 года (отмена прав начальника, избирательный порядок в армии, отмена отдания чести, контроль солдатских масс над офицерами и т.д.), рассматривался им однозначно как гибельный для армии и России.
Классический монархист, он любил ту Россию, которую любили его предки! Что ему оставалось делать после поражения всех Добровольческих армий? Представьте состояние таких людей… Царя нет, власть большевиков им чужда, а действия вождей белого движения, предавших царя, мягко говоря, не вызывали восторга. Где искать выход? Не все же пускали себе пулю в лоб. Люди, наделенные талантами, совестью и любовью к Отечеству, были вынуждены покидать родную землю.
Судьба забросила генерала сначала в Константинополь, затем – в Париж, но его влекло в Южную Америку, в душе будто оживали мотивы юности. Была идея – создать в среде индейцев, не испорченных цивилизацией, русскую колонию, где «все то святое, что создавала Русь, могло бы, как в Ковчеге, сохраниться до лучших времен».
С небольшой группой русских эмигрантов генерал Беляев попадает сначала в Аргентину, а позже в Парагвай. Там он создает уникальное поселение “Русский очаг”, поставив перед собой возвышенную цель — сохранение всех светлых основ, которыми жила Россия до великой смуты. В основе проекта была аполитичность и воспитание нового поколения в духе вечных ценностей — православия и русской культуры.
Беляеву по многим статьям это удалось сделать! Более того, генерал Беляев стал национальным героем этой страны. Во время войны с Боливией за полную независимость Парагвая генерала Беляева назначили начальником генерального штаба парагвайской армии. А для индейцев, обитавших на дикой территории Чако Борель, бывший русский генерал стал “Белым Отцом”. Так, и только так, поступают истинно благородные, русские люди, куда бы не заносила их судьба. В столице далекого Парагвая Асунсьоне есть улицы, названные русскими именами, а в Чако Борель сооружен памятник генералу Беляеву – русскому герою борьбы за свободу бронзовокожих детей пустыни.
Когда началась Великая Отечественная война и Гитлер повернул свои дивизии на СССР, а стало быть — на Россию, белый генерал Беляев, живя в Парагвае, с болью в сердце переживал первые наши поражения. Тогда в парагвайских русских избах висели рядом портреты царя Николая Второго и маршала Жукова. Перед иконами, которые были вывезены из России, горели лампады, живя за тридевять земель от Родины, русские люди молились за Победу.
… В 70-ые годы архив И.Т.Беляева первой изучала этнограф В. А. Вышневецкая (Прищепова), тогда о генерале Беляеве появились в России первые её печатные работы. За последние двадцать лет об Иване Тимофеевиче сказано много: опубликованы монографии Б. Мартынова «Парагвайский Миклухо– Маклай» и «Русский Парагвай. Повесть о генерале Беляеве, людях и событиях прошлого века», статьи И. В. Кузнецовой, Н.Гладышевой. Все исследователи высоко оценивают деятельность Ивана Тимофеевича как гуманиста и подвижника. Отмечают его громадный вклад в сближение русского и парагвайского народов.
Впервые российский читатель знакомится с первоисточником – мемуарами самого Ивана Тимофеевича Беляева. Рукопись его воспоминаний была привезена в СССР из Аргентины ещё в 60-ые годы прошлого века племянницей генерала реэмигранткой Е.М.Спиридоновой. Комментарии к тексту были составлены дальней родственницей И. В. Кузнецовой. Первая публикация мемуаров состоялась за пределами России, в Казахстане в 1994 году в журнале «Простор». Теперь, благодаря стараниям потомков Ивана Тимофеевича, появилась возможность осуществить фундаментальную публикацию мемуаров на родине автора — в России.

Приглашаю всех к просмотру программы.

Поделиться

Новости от партнёров

MediaMetrics

Комментарии Правила дискуссии

Читайте ранее:
Ролики

Всю свою жизнь испытывал недоверие к таким видам фитнеса как ролики и коньки, потому что все попытки встать на «колеса»...

Закрыть