Дмитрий Беляев
25.10.2012 АВТО, Гражданское общество, Сайты

Гражданская позиция или «стукачество»?

Многие помнят, а те кто не помнят, слышали, что в Советском Союзе одним из главных принципов саморегуляции общества были доносы или попросту «стукачество». Государство не является всевидящим, и есть такие области гражданских взаимоотношений, которые остаются вне области видимости, в тени. Там где света не достаточно начинает заводиться плесень и прочие неприятные явления. Такие как, например, коррупция. И по сути одним из главных механизмов борьбы с этой тенью — система доносов, которая успешно работает во многих странах еврозоны.

Когда по незнанию или по глупости всю вину за репрессии возлагают на Сталина, обязательно спрашивайте: «А кто доносы друг на друга писал?». И ведь так писали, что сегодня многих сразу передергивает от слова «донос». А все почему? Потому что кто-то меры не знал, превратив идею оздоровления общества в его опухоль. Типичный случай, когда на место общегражданских интересов встают личные.

К чему это я? К тому, что хочу обратить ваше внимание на типовой случай, описанный на одном интересном сайте. Сайт называется «Бронежилет водителя».

Все мы знаем, какие в Европе высокие штрафы. Например, в той же Финляндии. Поэтому если какой-то финн вдруг увидит, как вы из окна машины выбрасываете банановую шкурку, то будьте уверены, что настучит обязательно.

Вопрос «стукачества» недавно и был поднят на сайте «Бронежилет водителя».

Цитирую статью Евгения Евдокимова:

«Соборное уложение 1649 года дополнило договор личной службы нормой о наказании за
недонесение: «А буде кто, сведав или услыша на царское величество в каких людях скоп
и заговор или иной какой злой умысел, а государю, и его государевым боярам и ближним
людем, а в городах воеводам и приказным людем про то не известит… и его то казнити
смертию безо всякие пощады».

В 1714 г. Петром I был издан Указ «О должности фискалов», органе, специально
предназначенным для контроля и надзора за соблюдением законов. Служба эта являлась
сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении и
основывала свою деятельность, зачастую, на доносах от частных лиц.

Стучали при царях. Стучали при генеральных секретарях партии.

В апреле 2012 года лидер «Синих ведерок» Петр Шкуматов на заседании Общественной
палаты РФ предложили упростить процедуру привлечения нарушителей ПДД к
ответственности, а именно штрафовать нарушителей правил в случае, если в ГИБДД
поступила видеозапись или фотография с нарушением, сделанная любым участником
дорожного движения, как водителем, так и пешеходом.

13 октября 2012 года, не дожидаясь реакции неповоротливой машины госаппарата,
настучал и я.

Обычная Московская суббота, Садовое кольцо, чуть-чуть после полудня: многие уже
не выезжают на дачу, поэтому на дорогах сутолока. Пересечение ул. Самотечная и пл.
Самотечная. Ко времени вспонинается детская считалочка: «Красный свет – дороги нет».
Один поток останавливается, а свое спешное движение начинает другой.

О чем вы думаете на перекрестках, стоя в ожидании разрешающего сигнала? Наверное, ни
о чем и обо всем сразу: кто-то в попыхах звонит родным или друзьям, кто-то докуривает
сигарету. Я слушал радио, где журналист, преисполненный безразличия, рассказывал об
очередном ДТП со смертельным исходом, пытаясь анализировать роковые обстоятельства
и от имени государства грозить водителям новыми санкциями.

Но был и еще один человек, занятый, видимо, чем-то совершенно иным, что позволило
ему, не взирая на сверлящий красный сигнал светофора, двигаясь прямо по полосе,
предназначенной для поворота налево, выехать на перекресток и с размаху ударить
проезжающую Тойоту в левое заднее крыло.

Одни граждане правил не нарушают – стоят и ждут очереди на проезд, другие, забыв
обо всем и считая окружающих быдлом, делают что взбредет на ум. Ну а результатом
становятся
ситуации, когда попытки доказать свою невиновность превращаются
в настоящее детективное расследование. И тут уже остается уповать только на
сознательность других участников движения, которые, возможно, отзовутся на призыв
через социальные сети, и выступят в качестве свидетелей. Часто видите такие репосты?
Слишком часто!

И вот дилемма: подъехать к пострадавшему и сказать, что у тебя есть видео с аварией
или ехать дальше, как остальные водители в автомобилях которых тоже установлены
видеорегистраторы? Мы же все спешим домой-по делам-на дачу-к любовнице…

В этот миг приходит спасительный образ: под колесами этого негодяя оказывается не
осколок фары, а, например, твой близкий человек. И тут же все «за» и «против» отходят
на второй план. Их просто нет. И такая тоска сжимается в груди, что сомнения перестают
существовать. Вместо них разгорается страсть к справедливости: бескомпромиссной,
черствой, непредвзятой.

Загорается разрешающий сигнал светофора. Поток начинает свое движение «по делам».
А ты, вопреки немому, а зачастую вполне устному, укору, двигаешься к обочине,
останавливаешься с нарушением правил дорожного движения на направляющем островке
безопасности, где уже стоит автомобиль ГИБДД без включенного проблескового маячка.
Пол-дела сделано. Инспектор заканчивает оформление другого ДТП и направляется к
вновь случившемуся. Опускаешь стекло.

— Инспектор… Инспектор, можно вас на минуту? – Подходит. – У меня есть запись
аварии на регистратор, я готов ее предоставить в качестве доказательства и выступить
свидетелем. Запишите мои данные.

— Да нет, не надо. Я и так все видел. – Отвечает инспектор

— Ну как же, сейчас виновник начнет отмазываться, как вы будете доказывать, что именно
он совершил нарушение?

— Ну хорошо. Показывайте. – Инспектор просматривает видео, достает мятый листочек,
записывает твои данные и телефон, говорит спасибо и уходит.

Вроде бы гражданский долг выполнен, но почему внутри такое ощущение, что ты стал
непрошенным гостем на очень пышной вечеринке? Или я придумываю и это просто
тягостное послевкусие твоей сознательности… Регистратор на место. Поворотник. Пора
домой. И тут боковым зрением замечаешь, что к тебе направляются двое – знакомый
инспектор и нарушитель.

— Товарищ водитель, можете еще раз показать видео? – Обращается инспектор.

— Да че его смотреть, я ехал на «желтый». – Отзывается виновный в аварии.

Смотрим. И правда «красный».

— Спасибо. – Инспектор, видимо, остается благодарен сам себе, за то, что и правда имеет
доказательства.

Теперь точно домой.

И вот она дорога «по делам». Едешь и думаешь: а разве не нужно было инспектору
вписать тебя в протокол как свидетеля? Разве не нужно было сделать пометку о
том, что есть видео доказательство правонарушения? И снова возникает ощущение
ненужности и обманутости, которое, конечно же, не идет ни в какое сравнение с чувством
удовлетворенности за предотвращенное в какой-то семье горе. Ведь виновника хоть на
какое-то время накажут. Правда?

Вместо послесловия.

Дабы удостовериться, что ценное видеосвидетельство не пропадет зря, 15 октября я
разместил запись на одном из видео хостингов в режиме просмотра, доступном только
владельцам ссылки на него. Ссылка была приведена в обращении через электронную
приемную на сайт ГУ ГИБДД ДПС и ГУ МВД по городу Москве. Спустя 5 дней с
момента отправки этого обращения, ссылка не была просмотрена ни разу.»

Кстати, рекомендую всем автомобилистам подписаться на сайт «Бронежилет водителя» или хотя бы изучить его.

Вот, например, на нем распространяется одноименная книга с полезными советами для водителей:

http://www.autopravo.info/book/

У меня к вам два вопроса.

1. На иллюстрации к посту приведена фотография одного из главных «стукачей» советской эпохи. Отгадайте, кто это?

2. Как вы относитесь к «стукачеству»? Готовы жить как в Европе?

 

Поделиться

Новости от партнёров

Комментарии Правила дискуссии

MediaMetrics

Читайте ранее:
Добрая Машина Оккупантов времен Великой Отечественной

Ничто в нашем мире не ново. Все уже где-то было и когда-то встречалось ранее в тех или иных формах. Так...

Закрыть