Дмитрий Беляев
12.10.2016 Будущее, Образование, Театр абсурда

Какое будущее нам готовят либералы-от-образования

Скажите, есть ли что-то более важное в нашей жизни, чем будущее? Будущее наших детей, будущее нашей страны. Ведь именно оно определяет, каким завтра будет наше «настоящее». Но сегодня складывается опасная тенденция, когда кто-то пытается определить наше будущее за нас. Проверка Счётной Палаты показала, что медведевское «Сколково» — это самая грандиозная афера его правления. Знаете, какая была средняя зарплата в «СколЬково»? 468 тысяч рублей, в 2015 году! Это более чем в 10 раз больше, чем в среднем по стране. А результат? Такой же как у Чубайса — сотни миллиардов государственных средств поглотила очередная «чёрная дыра». Разумеется, прибыль при этом уходила в офшоры, а гранты распределялись «своими для своих». Так вот за наши с вами налоги «дети Сколково» готовят нам такое «будущее», что даже у самых смелых фантастов от ужаса волосы встают дыбом.

glaz_2

Здесь стоит отметить, что наибольшую тревогу бьют труженики образовательной сферы. Так, например, моё внимание на эту тему какое-то время назад обратила преподаватель СПбГУ, кандидат философских наук Галина Константиновна Жукова. Недавно мы даже посвятили этой теме заседание Молодёжного дискуссионного клуба СПб РИАЦ РИСИ. В ходе дискуссии были выражены общие опасения преподавательского состава самых разных вузов по теме т.н. «форсайта». То есть видения будущего.

Отказ от традиционных методов образования, желание «стать похожими» на «цивилизованный мир» и даже обогнать его по части безумия — это одни из многих «двигателей» молодых либералов-от-образования, которым «Сколково» и АСИ предоставляют огромные зарплаты и гранты, чтобы они реализовывали свои фантазии на тему превращения России в одно большое поле для своих «экспериментов».

Доклад, который подготовила к указанному заседанию Галина Константиновна, достаточно объёмный. Поэтому он будет публиковаться частями. Поэтому следите за обновлениями.

ЖУКОВА Г.К.,

пианист, лауреат международных конкурсов, 

кандидат философских наук

30.09.2016 г.

VIII заседание Молодежного дискуссионного клуба

СПб РИАЦ Российского института стратегических исследований:

«Иностранное влияние на сферу образования в России»

САГА О ФОРСАЙТЕ

ИЛИ

ОБ ИДОЛАХ GLOBAL EDUCATION В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Образовательная среда постоянно меняется, появляются новые практики, новые технологии, представляющие интерес для педагогов всех стран Содружества. Вы все знаете, что в России на первый план сейчас выступает не только обучение, но и воспитание. Сегодняшнее российское образование основано на наших традиционных ценностях, на творчестве и современных достижениях и нацелено на то, чтобы каждый ученик, покидающий стены школы, был готов ко всем превратностям жизни, имел все необходимые навыки, которые помогут ему стать хорошим человеком, хорошим специалистом, а самое главное – честным гражданином своей Родины»

О.Ю. Васильева, Министр образования Российской Федерации на встрече с победителями конкурса «Учитель года – 2016».

«А сегодня… в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать»

Мэр г. Киев В. В. Кличко в эфире телеканала «Интер», 2014 г.

«– Шахматы! – говорил Остап. – Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный Клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?»

Сын турецкоподданого Остап Сулейман Берта-Мария Бендер-бей

И.Ильф, Е.Петров «12 стульев»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начну с небольшого пролога. Cтиль моего доклада может показаться недостаточно академичным — я иду на это сознательно, поскольку сегодня внедрение радикальных изменений формы, структуры и содержания российского образования во многом существует, развивается и действует в сети и через сеть. Формат сетевой аналитики – самый подходящий для препарирования методологии таких изменений, выявления их смысловой составляющей, а главное – целей и задач «стратегий будущего», которые последние годы все чаще и чаще предъявляются нам в качестве передовых достижений мировой науки и практики.

Первым русским блогером, как известно, был Федор Михайлович Достоевский. Даже с точки зрения сухих цифр (учитывая количество людей, владеющих грамотой, тогда и сейчас) многотысячные тиражи «Дневника Писателя» сравнимы по мощи информационного и мировоззренческого воздействия с крупнейшими платформами современной блогосферы. Напомню, «Дневник» состоял из «постов» (фельетонов) Достоевского и «комментов» (писем читателей и ответов на них самого писателя), что можно рассматривать как прообраз нынешних «веток обсуждений». Этот пример – лучшее доказательство того, что смыслы нашей культуры, равно как и наша потребность в открытом интеллектуальном общении и взаимодействии, неизменны. Меняются способы трансляции этих смыслов, меняются условия жизни их носителей, меняются названия форм такой трансляции, скорость их передачи.

Сейчас авторам, замахнувшимся на решение «вопросов мироустройства», уже не нужно ждать почту и отвечать читателям в периодической печати – можно и нужно делать это в сети. Все, что я здесь высказываю, не имеет  никакого отношения к мнениям моих бывших, настоящих и будущих работодателей. «Сага о Форсайте» выражает мою личную позицию, которая, тем не менее, имеет сторонников среди моих коллег не только в России.   

Важно и то, что сетевой этикет предполагает определенный иммунитет к сарказму и иронии. Я очень рассчитываю на то, что авторы методики Rapid Foresight и создатели платформы «Global Education Futures» (далее GEF), вдохновившие меня своей проактивностью на столь объемную публикацию, разделяют мою позицию по данному вопросу и не станут сильно грустить по поводу некоторой дозы критики в адрес их креативного продукта.

САГА О ФОРСАЙТЕ — 1. НАЧАЛО

Внедрение форсайт-инициатив в сфере российского образования ведется уже не первый год, и  напоминает не столько паутину, сколько матрешку или луковицу. С каждым следующим «снятым» слоем обнаруживаются все более и более интересные истории. Сегодня верхняя, самая симпатичная «форсайт-матрешка» – это проекты Агентства стратегических инициатив, в описании которого заявлена поддержка на уровне министерств и ведомств и результаты которого «ложатся на стол» первых лиц нашего государства.

Более провокационные вещи «упакованы» в «глобальную форсайт-матрешку» -  в формально не зависимую от российских государственных структур платформу Global Education Futures (GEF), на сайте которой нас приветствуют хорошие лица уважаемых людей — представителей международного академического и образовательного сообщества.  Тем не менее, операторами проекта GEF («Будущее глобального образования») заявлены Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), партнерами – Сколково и Агентство стратегических инициатив, спонсорами и партнерами по контенту  – Институт образования НИУ ВШЭ, Томский государственный университет, Сколково. С миссией и экспертным советом GEF, в которые входят представители упомянутых российских институций, а также многочисленные иностранные «глобальные игроки», также можно ознакомиться на сайте GEF http://edu2035.org.

В поисковике по запросу «форсайт» вы часто встретите названия таких структур, как «Метавер» и Re-engineering Futures. В частности, именно их коллективы -  под чутким руководством  и при активном участии Павла Олеговича Лукши и Дмитрия Николаевича Пескова -  занимались разработкой и практическим внедрением различных инициатив, направленных на «формирование образа будущего» (например, такими, как «Образование – 2030»).

http://ivan4.ru/news/obrazovanie/forsayt_obrazovanie_2030_kak_tekhnologiya_globalnogo_kontrolya/.

Подробно с карьерными траекториями отцов-основателей сетевой платформы GEF, а также продвигаемым ими методом Rapid Foresight, можно ознакомиться по ссылкам:

Чтобы составить мнение о потенциале всех вышеперечисленных игроков в ожидаемой масштабной перезагрузке глобального образования, давайте откроем нашу следующую матрешку – Re-engineering Futures, и изучим её сайт http://www.refuture.me. Мы увидим, что владельцы этого ресурса  — Дмитрий Песков и Павел Лукша, гордо именующие себя здесь «форсайт-евангелистами», «архитекторами образования будущего», «адмиралами форсайт-флота» — уже «как бы» заручились поддержкой гигантов российского и мирового сырьевого, фармацевтического и энергетического бизнеса. В чем конкретно выражается эта поддержка, на основании открытых источников сказать пока трудно, однако, сие наводит на размышления, куда и на что тратятся средства акционеров этих компаний, в числе коих есть и государство Российская Федерация (Росатом, Лукойл, Россети, Объединенная авиастроительная корпорация и др.).

Правда,  после громких заявлений о «наших друзьях-партнерах» (с перечислением оных) мелким шрифтом указано следующее:  «We have been actively involved in conducting foresight projects based on our own Rapid Foresight methodology since 2010. Having started from the Metaver project and further evolved as a foresight group working as an out-of staff division of the Russian Agency for Strategic Initiatives, in 2013 we went through rebranding as Re-engineering Futures (RF Group)». Русскоязычного варианта сайта разработчики, судя по всему, не предусмотрели, поэтому даю перевод здесь: «С 2010 года мы были активно вовлечены в управление форсайт-проектами, базирующимися на разработанной нами методологии Рапид Форсайт. Начав с проекта «Метавер», в дальнейшем мы эволюционировали в форсайт-группу, работающую как внештатный отдел Российского Агентства Стратегических Инициатив,  а в 2013 году мы прошли ребрендинг, и теперь называемся Re-engineering Futures (RF Group)».

В заключение упомяну, что в команде  Re-engineering Futures, помимо отцов-основателей Лукши и Пескова, существует и специалист по ролевым играм, он же архитектор будущего для детей Денис Коричин, кот Графен (ответственный за соцсети), и некоторые другие, не менее занимательные персонажи.

САГА О ФОРСАЙТЕ-2: ГЛОБАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА или ПРОДАЙ МНЕ ЭТУ МУЛЬТИВАРКУ

Для оптимизации процесса приведу краткий глоссарий, ибо поток сознания команды великих инноваторов от образования, отраженный в их текстах, интервью и видеообращениях, изобилует  в силу своей «глобальности» англицизмами, специфическими стилевыми конструкциями, а также  терминологической путаницей. «Заныривание» в него без подготовки может оказать на вас угнетающее воздействие.

Форсайт – система методов экспертной оценки долгосрочных перспектив инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных наиболее позитивно воздействовать на экономику и общество.

Форсайт-флот — ежегодное мероприятие Агентства стратегических инициатив в
партнерстве с федеральными и региональными органами власти, институтами развития, профессиональными ассоциациями. Цели Форсайт-флота: совместное проектирование дорожных карт отраслевого и территориального развития; развитие компетенций стратегического видения в предпринимательской среде; формирование кадрового резерва для госуправления и реального сектора экономики.

Стейкхолдер  (англ. stákeholder), заинтересованная сторона, причастная сторона — физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям.

Людеардеры – стейкхолдеры глобального образования будущего, владельцы состояний из людей, отражающих не только количество, но и качество «человеческого капитала».

Life-long learning – обучение в течение всей жизни.

Кроме того, мне придется со всей неизбежностью включить в данный текст большое количество цитат из 212-страничного доклада «Будущее образования: глобальная повестка» (далее будем именовать его Документ): http://edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru_full.pdf., размещенного на сайте GEF. Вот как описывают свое детище авторы:

С. 5

«Эта работа — результат более чем пяти лет дискуссий с ведущими экспертами и практиками в области образования, высоких технологий, человеческого капитала и других релевантных сфер. Она вобрала в себя опыт множества образовательных экспериментов, которые мы могли наблюдать, в которых принимали участие или которые организовывали сами. Многие из этих экспериментов поменяли системы подготовки кадров, изменили практики школ и университетов, привели к появлению новых образовательных стартапов».

На мой взгляд, некоторые пассажи из Документа, имеющие отношение к сексу (с.145), порноиндустрии (с.141), психотропным фармпрепаратам и торговле людьми (с. 91) вообще стоило бы обозначить в рамках существующего (пока еще) российского (пока еще) законодательства строго 18+, однако, я не юрист – я музыкант, и тут руководству, конечно, виднее.

Критика должна быть а) верифицируемой; б) конструктивной. Этой позиции я стараюсь придерживаться. Не могу  не признаться, однако, что вопиющий антиакадемизм Документа, сочетание несочетаемого – манипулятивные приемы начинающего пиарщика vs заявки на окончательное решение доброго десятка «вечных вопросов», стоящих перед человечеством со дня его зарождения -  оказывают определенное раздражающее воздействие на любого человека, знакомого с историей гуманитарного знания и привыкшего мыслить системно.

Возможно, такая реакция читателя входит в намерения авторов: Доклад — это не прогноз, а призыв к действию. Любое размышление о будущем принадлежит сфере человеческого воображения, поэтому для обозначения многих из видимых в воображении явлений пока ещё не существует устоявшихся терминов и понятий, а иногда и языка, на котором о них можно было бы говорить. Поэтому большинство терминов, используемых в рамках работы по построению дорожной карты, следует понимать как символы стоящих за ними образов будущего, и таким образом их интерпретировать. Это звучит как трюизм, но его необходимо проговорить: будущее невозможно проанализировать, но его можно вообразить, а затем в мышлении сформулировать

Честно скажу, если бы подобный абзац попался мне в курсовиках или дипломных работах моих студентов, то я бы послала их в библиотеку, чтобы освежить основы: что такое верифицируемость, как соотносятся  язык, мышление,  воображение, символ и образ. И почему нельзя валить это все в одну кучу.

Однако, если трактовать такой стиль изложения как манипулятивный прием – все становится на свои места. Почти как в бессмертной лекции Остапа Ибрагимовича на сцене Клуба четырех коней:

«Товарищи и братья по шахматам! Предмет моей лекции – плодотворная дебютная идея.

Что такое, братья, дебют, и что такое, товарищи, идея? Дебют, братья, это — квазиунофантазия. Ну, это всем понятно. А что такое, товарищи идея? Идея, это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму.»

Ответственности за свои прогнозы, таким образом, у авторов Документа – никакой.  Ведь раз ничего устоявшегося не существует – каждый волен понимать их идеи в меру своей испорченности. Правда, возникает вопрос: с какой стати авторы претендуют на то, чтобы именно их форсайт-продукт использовался в законотворческой деятельности, служил основанием стратегического планирования для «регуляторов», «претендуя на наибольшую системность» (с. 5)? Форсайт (англ. Foresight – взгляд в будущее) в своем основном значении — это совокупность методов, применяемых в долгосрочном прогнозировании, основа которой была заложена еще в 50-е годы в недрах корпорации RAND, затем значительный вклад в ее развитие внесли японские, французские и британские ученые. Форсайт является научным инструментом прогнозирования. А упомянутый выше «призыв к действию» — это уже из области пропаганды и агитации.

И это далеко не единственный случай, где отцы-основатели форсайт-проектирования противоречат сами себе. Легкий налет шизофрении  — это модно, стильно, креативно и даже иногда продуктивно, но не в случае претензий на «ниспровержение основ» принципов управления образованием в 147-миллионной стране.

Тем более, что, согласно утверждениям авторов:

С. 13

по опыту аналогичных форсайтов, общая сбываемость прогнозов в них составляет 60-70%, «попадание» в даты — до 50% (Martin, 2001). Наш собственный опыт использования предшествующей (российской) версии форсайта образования 2010 г. показал, что обозначаемые в нем события имеют свойство «притягиваться», происходить быстрее, чем наши прогнозы. Поэтому мы призываем относиться к приводимым нами идеям не только и не столько как к прогнозам, сколько как к приглашению действовать уже сейчас.

Знакомая всем начинающим пикаперам манипулятивная техника –  жертве внушают, что решение надо принимать быстро, «здесь и сейчас»:

С. 189

Главный источник обновления — это восстание человека, это выраженное несогласие личности со статус-кво. Необходимость революции связана с невозможностью поддерживать существующий порядок вещей. Внутри кажущегося спокойствия зреет раскол — потому что только через сопротивление приходит обновление. Наша общая задача состоит в том, чтобы сохранять это напряжение, удерживать разделяющийся процесс в его единстве, не усыплять себя псевдо-консенсусами, вести диалог между непримиримыми позициями — потому что только так мы сможем преодолеть системные кризисы цивилизации и совершить переход в новое качество. Будущее образования нельзя предсказать, но его можно создать — всем вместе. Форсайт — это способ притягивания будущего в настоящее, его сборки здесь и сейчас.

А вот и еще один полезный прием: «у вас есть уникальный шанс получить то, за что другие платят огромные суммы, абсолютно бесплатно (либо значительно дешевле)». Чтобы проиллюстрировать его, отвлечемся ненадолго от Документа, и посмотрим, что же нам сообщает об образовательных форсайтах и их последствиях сайт Агентства стратегических инициатив и сам автор уникальной методики – Павел Лукша. Раздел называется «История успеха» (почти «пацан к успеху шел»). Стандартное продвижение «личного бренда» — ничего личного. Все пристойно, но, тем не менее, что-то очень напоминает…Телемагазин. «На диване» -  где тебе упорно пытаются продать одну и ту же уникальную мультиварку, ролик о которой «кочует» из страны в страну в течение многих лет.

Павел Лукша -  один из авторов новой форсайт-методики Rapid Foresight.

Технология применима во всех сферах общества.

«Вы сможете использовать нашу уникальную мультиварку везде – на даче, дома, в автомобиле и на необитаемом острове»

Так проект «Форсайт «Компетенции 2030», лидером которого является Павел Лукша, ориентирован на создание кадровой основы для придания российской экономике глобальной конкурентоспособности.

«Купи нашу уникальную мультиварку – и она сделает тебя успешным там, где тебе это больше всего необходимо именно сейчас»

Суть технологии форсайта заключается в прогнозировании и, следовательно, формировании будущего. В традиционных «больших» форсайтах участвуют тысячи экспертов, а их разработка занимает несколько лет. Методика Rapid Foresight (RF) — разновидность форсайтов, позволяющая получать сопоставимые по точности прогнозы за гораздо более короткий срок и без многомиллионного бюджета.

«Другие производители предложат вам десять кастрюль по цене в десять раз дороже, однако, вы получите их все совершенно бесплатно, если закажете нашу уникальную мультиварку именно сейчас»

Анализ и прогнозирование тенденций, событий, фактов позволяет осознанно и деятельно подходить к строительству будущего, приближать тот его вариант, который кажется людям наиболее позитивным.

«Список людей прилагается…»

Итоги реализации проекта «Форсайт «Компетенции 2030» будут практико-ориентированными, в виде инструментария для прогнозирования, анализа и применения результатов в сфере кадровой политики.

В заключение «нейромаркетинговой атаки» на вашу психику, чтобы вы уж точно не сомневались в острой необходимости данной конкретной уникальной мультиварки – то есть, технологии Rapid Foresight — вам демонстрируют тех, кто уже этой чудо-кастрюлей вовсю пользуется. Ну, или точно вот-вот начнет пользоваться:

Результаты форсайта будут использованы Министерством образования и науки Российской Федерации при внесении изменений в программы профессионального образования. Доклад о развитии кадрового потенциала высокотехнологичных отраслей, как итог по проекту, будет представлен Президенту России Владимиру Путину и Председателю Правительства Дмитрию Медведеву.

Обратите внимание, насколько креативно подошли успешные архитекторы будущего к названию своей методы: Rapid Foresight – сокращенно RF. Оно же – Russian Federation. Патриотично. Готовый обучающий кейс для начинающих рекламщиков-продвиженцев. Однако, действительно ли так выгодна нам -  «стейкхолдерам» суверенного (пока еще) государства Российская Федерация -  разработка и внедрение данных форсайт-инициатив, и насколько «дешево» все эти масштабные интеллектуальные и организационные усилия обходятся бюджету РФ? Это вопрос к Счетной палате, уже не раз задававшей Сколково вопросы, на которые внятного ответа не было (но это уже офф-топ – сиречь: уход от темы). А вот что вы прочтете по поводу всего вышеописанного на сайте Агентства стратегических инициатив. https://asi.ru/news/39414/ Светлое будущее, к которому нас ведут, прекрасно и скоро наступит. Что ж, по крайней мере, специалисты пресс-службы в этой структуре едят свой хлеб не зря.

Продолжение следует.

 

Поделиться

Комментарии Правила дискуссии

Читайте ранее:
Внук трёх генералов. История Первой мировой войны через личные вещи, письма и фотографии её участников

Гражданская война всегда приводит к историческому забвению. Это мы сегодня прекрасно видим на примере Украины. В своё время Гражданская война...

Закрыть