Дмитрий Беляев
16.08.2016 Здоровое общество, Игры, Информационная война

Видеоигры как информационное оружие

Продолжаем обсуждение сложной темы. В прошлый раз мы беседовали с сотрудником одной из компаний отечественного игропрома. Разговор получился интересный. Я продолжаю утверждать, что видеоигры — это инструмент. Если быть откровенным, это инструмент промывки мозгов. Наверное, самый эффективный из всех существующих. Такой интерактивности как видеоиграх — нет даже в кино.
То что в них играют дети, огромное количество детей, — это факт. Играют даже многие взрослые — тоже факт. Вопрос лишь в том, в какие игры люди играют. Какой смысл, какие идеи в них вкладывают разработчики. Если мы ничего не будем делать, будем молчать и смотреть, как наши геополитические конкуренты будут использовать индустрию видеоигр (а также кино и прочих развлечений) для превращения наших сограждан в узколобых дебилов, жизненные интересы которых сводятся только лишь к какому-нибудь World of Warcraft, — через пару поколений наша цивилизация будет уничтожена. Этот инструмент, видеоигры, если хотите, это информационное оружие — должно быть как минимум если не в центре, то хотя бы в периферии нашего внимания. Чтобы защитить наших детей, не запретом, а пояснением того, где и как ребёнку промывают мозги, чтобы превратить его в зомби, ненавидящего свою страну. Задача максимум — добиться от государства, от министерства культуры, поддержки отечественных проектов в игропроме, которые бы несли в себе наш культурный и цивилизационный код.

679413700_preview_sw_003

Предлагаю вашему вниманию заметку на эту тему, которую прислал один из комментаторов предыдущего материала по этой теме.

Начинал как обычный коммент, но накипело.

Я заядлый игрок в видеоигры, хотя на данный момент играю редко, потому что мало времени. Кстати, отчасти благодаря вам, Дмитрий. У Вас был проект Движкод, который должен был разжигать интерес к web-программированию и программированию в целом. Так вот, я загорелся web-разработкой. Сейчас я решил сконцентрироваться на языке Java, но тем не менее всему своему интересу я обязан именно вам.

Самообучение поглощает почти все свободное время, и на игры времени практически не остается, хотя встречаются исключения. Но, в целом, я игры люблю. Я 91-го года и как раз мое детство попало на момент культа игр 90-х — 2000-х.

Почему я люблю видеоигры? Это такое же искусство, как и кино, кто бы что не говорил. В играх гораздо лучше вживаешься в мир, который они показывают. Игры способны выстраивать целые вселенные или очень качественно дополнять их. Они могут показать то, что никакой учебник показать не в силах. История, астрономия, физика, биология, или даже культура отдельного народа — ко всему этому можно разжечь интерес играми.

История

Чтобы мои слова не казались голословными, приведу несколько примеров.

Что из себя представляют современные школьные учебники истории? Когда я учился в школе, как правило, любое историческое событие — это три абзаца текста и 5-8 дат от рождества христова, которые нужно назвать на контрольной работе. И все. Три абзаца про Сталинградскую и Курскую битвы, и целый параграф про операцию — оверлорд — это не выдумка безумных конспирологов. Я лично учился по таким учебникам. Я сейчас не беру в расчет тех, кто как я старался постичь всю суть исторических событий самостоятельно, или тех кто ушел в изучение истории по университетским учебникам, а именно основную массу. И для нее — для этой основной массы, та же Сталинградская битва, так и останутся двумя датами которые нужны для хорошей оценки на контрольной работе. За доказательствами далеко ходить не нужно — выйдите на улицу и спросите 20 первых попавшихся человек, как звали немецкого фельдмаршала которого взяли в плен под Сталинградом.    

Что могут дать игры? Самое главное – разжечь интерес. Очень мало кто может проникнется каким-либо событиям просто прочитав 20-30 строк текста. А вы когда-нибудь видели серию Total War от creative assembly? Очень рекомендую вам посмотреть.

Эта стратегия гениальна. В части — Rome вы можете управлять римскими легионами и самолично сравнять с землей Карфаген, или наоборот — изменить историю и стереть Рим с лица земли управляя Карфагеном (или любым другим государством того времени на выбор). При этом управляя как экономикой государства — включая налоги, строительство, пусть и на очень поверхностном уровне, так и его войсками на поле боя. Какой школьный учебник способен показать вам как выглядит бой римских легионов, или, например, как использовалась кавалерия в боях того времени? А эта игра показать может.

Ролик приведу из более позднего Rome 2 Total War:

Есть так же Medivel Total War — там раскрывается эпоха средневековья (Чума, феодальная раздробленность, нашествия татаро-Монголов прилагаются):

Еще более поздняя Empire Total War и дополнение к ней Napoleon: Total War переносит нас в 1700-е -1800-е годы, где мы можем взять под контроль Россию Петра 1 (на ровне с другими империями 18-19 века) и покорить весь мир, отрезать Индию от Великобритании или, например, помешать возникновению США.

Как можно не заинтересоваться той эпохой, хотя бы раз увидев восхитительные морские сражения пушечных кораблей или стройные ряды линейной пехоты, смело идущей в бой под огнем артиллерии?  Вот они – живые воплощения батальных сцен “Войны и мир” Л.Н. Толстого. Что для обычного среднестатистического человека русско-шведские войны? А здесь мы видим, что эта война за выход к морю, за Балтику и здесь мы лично можем разгромить шведов, и главное понять для чего это- ощутить прямую выгоду от новых территорий и портов на уровне государства. Что для многих сегодня значит война 1812? А тут мы можем увидеть и французскую революцию, и всю историю восхождения Наполеона к власти и разгромить его. Как это может не вызвать интерес к той эпохе?

Еще более поздняя часть Segun 2 total war, а точнее её наиболее любимое мною дополнение fall of samuray проливает свет на еще одну интереснейшую и уникальную историю – на историю Японии и роль в её индустриализации европейских держав. Уникальность состоит в том, что Япония практически не знала эпохи пороха и от самурайских мечей перешла в эпоху пулеметов нарезных ружей и паровых машин.

Так же во всех играх серии врага не обязательно побеждать на поле боя,  его вполне можно ослабить, организовав мятеж или ликвидировав важного полководца, путем обычного посыла наемного убийцы.

Игра даёт вам инструменты, а как ими распоряжаться решаете вы. А самое главное игра дает вам наглядную модель государственного устройства. 

Для примера: когда-то люди, при этом не просто люди, а серьезные ученые, думали, что земля плоская и стоит на трех китах, а сегодня любому ребенку достаточно увидеть фотографию со спутника в интернете и понять, что это не так. Подобно людям из средневековья современные люди слабо представляют себе, чем является государство. Лично для меня их представления о том, что государство – это исключительно кормушка для олигархата – сравни представлению древних людей о плоской земле. Для большего понимания сути мира человеку нужен «снимок из космоса» – модель мира. И, по моему мнению, та же Total War на роль этой модели очень подходит.

Тот же Николай Викторович Стариков постоянного рассказывает о геополитике – а тут вот она. Практически материальна, осязаема и ее можно пощупать и понять, пускай и с очень большими упрощениями, но такой и должна быть история для массового пользователя.

Следующий хороший пример модели мира- Sid meier’s civilization. В ней мы берем под контроль любую цивилизацию в зародыше и проводим ее через все эпохи, уводя в далекое будущее. Она в чем-то проще, в чем-то сложнее, но там акцент сделан именно на взаимодействия между государствами. Войны здесь — вынужденная мера, на которую толкает нехватка ресурсов. Логика проста. Ты хочешь, чтобы твой народ был богат и доволен — будь добр дай ему ресурсы. Железо для промышленности, камень для построек, шелк для настроения и т.д. Не можешь обеспечить — получите недовольство, а далее бунты и гибель. К тому же слабая цивилизация – лакомый кусок для других более развитых игроков.

Наши учебники учат датам, а почему бы не моделировать события? Ведь изучение по датам дает возможность спекуляций и недобросовестный человек может, например, объяснять 22-е июля банальным безумием Гитлера.

А возьмите и смоделируйте эти события в той же цивилизации и поймете истинную причину – обычная борьба за ресурсы и жизненное пространство. Здесь наглядно можно понять, что нет в мире добрых дяденек, которые по доброте душевной, готовы просто так давать вам ресурсы, чтобы вы жили хорошо. Нет. Если кто-то что-то дал- он преследует исключительно свой интерес.

Отдельного упоминания заслуживает возможность поиграть с живыми людьми по сети, где роль мирового лидера может взять обычный человек, что делает игру еще более похожей на реальность.

Эти игры отлично подходят для моделирования именно сути исторических событий. Имея такую модель, слова любого либерально настроенного гражданина, про страну, победившую вопреки своему лидеру, выглядят смехотворно. Возьмите такого индивида и посадите командовать страной в одной из вышеназванных игр и пусть он хотя бы здесь – где много упрощений, и хотя бы раз покажет как можно победить вопреки командованию?

Астрономия и физика

Что эти науки для вас? Для меня это будущее. То самое будущее о котором грезили Циолковский и Королев. Гигантские космические корабли бороздящие просторы вселенной, далекие космические станции, колонизированные планеты и самое главное- объединенное человечество.

Можно по разному относится к фантастическим играм, но одно они могут сделать точно — большинство из них способны привить веру в будущее и даже создать еще одну, очень необходимую современному человеку модель — модель неотвратимого светлого (конечно в отдельных играх мрачного) будущего.

Как можно не полюбить космос и технологии, пройдя три части Mass Effect (оставим за скобками гей-скандалы в третьей части. МЕ в первую очередь, будущее и космос, а не радужные индивиды как бы того не хотел американский издатель ЕА Games — могильщик знаменитых серий), облазив все уголки гигантской космической станции “Цитадель” и не прочтя все статьи о технология будущего?

Как можно не заинтересоваться релятивистской физикой и не захотеть приблизить хоть на миг полеты к далеким звездам?  Да, возможно события которые там показаны и не совсем радостные, но мир который там есть прекрасен. Это классический мир будущего в который хочется верить.

Так же стоит отметить такие жанры как космические стратегии. Тот же недавний Stillaris дает нам отличную модель поведения цивилизаций, но уже на космическом уровне.

Здесь мы можем почувствовать себя уже не главой какой-либо отдельной земной цивилизации, а возглавить землю на пути космической экспансии. В игре, после создания какой-либо космической станции на орбите планеты, заселенной примитивными цивилизациями и выведя ее в космос, с помощью просвещения и передачи технологий — как не задуматься о том, как устроен этот мир и не приложил ли кто-то руку к нашему развитию?

Какие-то проекты просто красивы сами по себе и вызывают любовь к космосу так же, как например картины Айвазовского вызывают любовь к морю — та же серия Homeworld показывает космос  Настолько прекрасным что в него просто невозможно не влюбится.

Некоторые проекты способны вызвать интерес к другим наукам. На ум сразу же приходит проект Spore.

Здесь авторы вообще идут еще дальше и игра является ни чем иным как упрощенным симулятором Эволюции. Тут мы берем под своё управление бактерию и развиваем её, создавая первое животное, выходя на сушу, а затем образуя общество и уходя в космос. Да конечно же все здесь крайне поверхностно, упрощенно и не реалистично, но заставляет задаться вопросом: а как все было на самом деле? — и это самое главное.

Разжечь интерес к культуре

Как пример разжигания интереса к культуре можно привести вселенную Ведьмак польского писателя Анджея Сапковского. В нее входит цикл романов самого автора, а так же номерные части игры Ведьмак от польской студии CD project Red. Причем у разработчиков вышло невозможное. Они практически идеально связали игры с романами. В итоге чтобы полностью понять вселенную необходимо и пройти игры, и прочитать книги.

Вселенная Ведьмак — типичное и строго взрослое фэнтези с ярко выраженными славянскими чертами. Польша оказалась на стыке славянской и европейской культуры и ведьмак подобно зеркалу отразил это все в себе. С выходом третьей части и ее успехами можно констатировать факт об интересе к славянской культуре в мире .

http://www.metacritic.com/game/playstation-4/the-witcher-3-wild-hunt

Примеров не бесполезных проектов огромное множество и практически ежемесячно появляется что-то новое. По своим идеям они ограничиваются только воображением и техническими умениями тех кто их реализует.

Конечно же это относится не ко всем играм. Например, я хорошо знаю историю и даже несмотря на мои личные симпатии, например к студии Relic (Создатели ранее упомянутой Homeworld), я так и не простил им Company of Heroes 2. Упомянутые в ранее опубликованным интервью фрагменты игры с тактикой выжженной земли не единственные глупости, которые relic приписали нашей стране в этой игре. Я в свое время был даже за ее запрет в России.

Я так же не вижу особой ценности в обычных шутерах, вроде Call of Duty, Battlefield или Crysis. Как, например, не вижу особой ценности в голливудских блокбастерах. Но если существует одно, то зачем мешать существованию другого?

Для кого-то это не плохой способ развлечься, но здесь я говорю не о них. К тому же качественный научно-фантастический шутер с проработанной вселенной может пробудить интерес к науке.

Это Наши

Кстати к вопросу о наших разработчиках.  Вообще наша игровая индустрия необычна. Наш культурный код внедряется в игры и делает их не похожими ни на что другое. Если русские делают игру — то они пытаются сделать то, что никто еще не делал. Мы смешиваем жанры, делаем акцент на реалистичность, пытаемся объять не объятое. Выходит, к сожалению, не всегда, но отличных проектов у нас набралось до 2008 года много.

За примерами далеко ходить не надо. В той же истории — в 2007 году мы выпустили отличный стратегический стимулятор “Вторая мировая”, где можно увидеть битвы Великой Отечественной в реальном времени с максимальной достоверностью. Можно сказать что мы на кончиках пальцев могли ощутить всю мощь рейха и понять насколько тяжело нашим дедам было остановить этого зверя.  Эту игру вполне можно было бы использовать на уроках истории в школах.

Есть и другие примеры.

В свое время в противовес company of heroes ребята из Северодонетской студии Best Way выпустили отличную игру про великую отечественную — “В тылу врага”.

Если сравнивать эти игры, то в красоте конечно победит канадец с многократно превосходящим бюджетом. А вот в плане именно интересности игрового процесса — однозначно выигрывает наш проект.

“В тылу врага” в плане физики оружия, техники и разрушений гораздо более реалистична. Отдельное удовольствие здесь управлять танками. В нее с большим удовольствием можно играть и сегодня.

В игре мы берем под контроль небольшой отряд и должны как правило выполнить какую-либо тяжелую миссию. Есть компании за союзников, СССР и Германию. Участницы В.О.В. и в отличии от игры канадцев (у которых в первой части есть дополнение, где гордый танковый батальон СС отбивается от азиатских орд) никого не пытались унизить.

В дальнейшем была выпущена вторая часть. И несколько дополнений, среди которых стоит отметить дополнение “Братья по оружию”, в которой, например, была битва за Севастополь.

Эта игра на мой взгляд является одной из лучших представителей жанра стратегий в реальном времени.

После этого Best Wey взялись делать постапокалипстическую игру “Новый союз” в сюжете которой в ядерной войне с США победил СССР и в которой показано восстановление страны после атомного кризиса.

Это, кстати, так же показывает различия наших разработчиков от их американских коллег. В штатах есть популярные серии Fallout, Mad Max и прочии. В них показан постапокалипсис ради постапокалипсиса. Он уже свершился, общество деградировало до кучки дикарей с дубинками и дальше лучше уже ничего не будет. В  противовес этому в новом союзе должна была быть история от возрождении феникса. Не о том что все кончено, а от том что все только начинается.

Увы в какой-то момент издатель 1с отказался поддерживать проект. Далее разработка шла своими силами до печально известного 2014 года. Думаю не нужно никому объяснять, что в Северодонецке сейчас не до разработок видеоигр. И хотя сайт студии функционирует и есть как минимум 3 живых проета, о самой талантливой студии уже достаточно долго ничего не слышно.

И подобных студий у нас много. Nival, Elemental games (ныне Katauri Interactive), Lesta Studio,  и т.д. Но на самом деле в игровой индустрии у нас все очень печально. На западе каждый крупный проект обласкан финансами, а у нас разработчики банально выживают.

Западную игровую индустрию можно представить как поле, которое постоянно обильно удобряют, поливают, ухаживают и даже в таких тепличных условиях, она все равно время от времени выдает третьесортные поделки.

Наша же игровая индустрия — это невероятно плодородный чернозем из того разряда о котором говорят: “вечером лопату оставишь утром она прорастет”, но вместо того чтобы использовать это поле — его обильно поливают скипидаром и проходятся огнеметами, чтоб уж наверняка.

И даже в таких условиях это поле умудряется плодоносить, иногда даже на уровне того тепличного. Очень хотелось бы представить какой может стать наша индустрия, если она получит господдержку.

  Но нужно помнить что геймеры народ не глупый и способный понять, что 36 млн. за тетрис на сайте мин обороны — ничего общего с играми не имеет. И в глазах этого самого геймера престиж государства сильно упадет. Наша игровая индустрия должна давать отличные продукты мирового уровня. И если это будет так — вся наша игровая журналистика (Канобу , Игромания и далее по списку) с радостью такую политику поддержат.

Если, например, будет игра уровня упомянутой Total War про Русь. Она будет способствовать изучению истории как на территории России, так и за ее пределами.

Одно очень важное условие. Игры должны быть качественными. Чиновники не должны вмешиваться в процесс и требовать создания очередного “Ваньки на печке 4” за триллион рублей.

http://мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/games.htm

http://kids.mil.ru/for_children/games.htm

Наши студии уже показали что они способны в спартанских условиях делать проекты приносящие пользу России.  А чиновники, судя по диким бюджетам некоторых “игровых” государственных поделок, сами слабо понимают что из себя представляет игровая индустрия и себя полностью дискредитировали.

Они должны обеспечить возможность студиям работать и развиваться. Почему бы например не создать свободную экономическую зону для игровых разработчиков и предоставить им налоговые льготы, и в дополнении разработать систему государственных грантов за вклад в отечественную игровую индустрию? Или например не учредить игровой “Оскар”, вручать который будет комиссия в которой не три толстых дяди чиновников, а представители нашей игровой журналистики, которые опираются помимо собственного мнения, например, на оценки международных сайтов, таких как Metacritiс?

В общем, что я хотел сказать этим постом. У государства есть инструмент. Инструмент эффективный, многообразный и хорошо себя показывающий. Инструмент, который может возбуждать интерес к определенным наукам, который может разжечь уважение к истории.

Но оно уже не один год его полностью игнорирует. При этом выделяя баснословные суммы на разного рода “Утомленные солнцем”. Поэтому на самом деле не удивительно что большая часть российских любителей видеоигр либо индифферентна, либо отрицательно настроена к государству. При этом я уверен, что большинство людей любящих игры, в том числе и игровых журналистов, с большой радостью поддержат отечественный проект, если он будет качественным.

Нужно понимать правильно. Все мы хотим гордиться и любим гордиться своей страной. И нам русским есть чем гордится во многих сферах, но в отечественной игровой индустрии пока что нам приходится гордится лишь тем, что она пока еще героически не хочет откидывать копыта, хоть и близка к этому, и это, я замечу — это весьма сомнительный повод для гордости. И я лично считаю, это нужно исправлять.

Благодарю уважаемого автора за столь развёрнутый и интересный комментарий.

Если у вас есть что добавить, пишите мне на почту.

Поделиться

Комментарии Правила дискуссии

Читайте ранее:
«Яблоко» и крымский синдром

Шаблонность мышления наших либералов — вещь крайне опасная. Они живут в «западной парадигме», как дети веря в том, что входящие...

Закрыть