Дмитрий Беляев
11.08.2013 Санкт-Петербург

Ангелы Петербурга

Императорская Россия просуществовала почти 200 лет(в 1721г., после Северной войны, Петр I был провозглашён Императором). И всё это время столица её находилась в Санкт-Петербурге. Город, основанный Петром I на берегах Невы, получил своё название в честь святого апостола Петра.

В 1914 году, за пару лет до кровавых революционных событий, последний российский царь Николай II зачем-то переименовал столицу в Петроград,  в честь Петра I. Некоторые жители города считают это переименование символичным — как утрату покровительства святого Петра.

В самом сердце города стоит Петропавловская крепость, а в по-центру крепости — собор Петра и Павла, в котором покоится императорский дом. Шпиль собора венчает ангел-хранитель нашего города, который оберегал его всегда и во все времена.

Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на интересный материал, который повествует об ангелах-хранителях Санкт-Петербурга.

«Наш город берегут ангелы, это знает истинный петербуржец. У каждого ангела есть своя история и свои неповторимые черты. Все они живут в самом сердце нашего города.

1. Ангелы Исаакиевского собора. Статуя Апостола Матвея. // Александр Петросян

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.

Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии. В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви — Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов (скульптор И. П. Витали) благоговейно поддерживают их.История ангелов Исаакиевского собора насчитывает уже более 170 лет. 33 бронзовых небесных вестника были разработаны в 1839 году скульпторами: итальянцем Джованни Витали и немцем Иосифом Германом. 24 фигуры расположены на балюстраде главного купола, на высоте 60 м, и своими силуэтами подчеркивают стремление всего здания ввысь. Группа коленопреклоненных ангелов со светильниками на углах аттика создает переход от основного объема собора к его верхней части, а статуи ангелов над угловыми пилястрами являются как бы их продолжением. 170 лет ангелы терпели все атмосферные напасти, пережили несколько революций и тяжелейшую войну. И наконец, с 2006 по 2011 год прошла масштабная реставрация ангелов Исаакия. Ангелы со светильниками вернулись на собор в конце ноября 2011 года.
Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса. Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.

2. Богиня победы Ника. Конногвардейский бульвар.

Нике (Ника) — богиня и олицетворение победы. По гречески Нике — победа (у древних римлян богиней победы считается Виктория). Нике часто сопровождает верховного бога Зевса и его дочь Афину. На скульптуре Афины, созданной для Парфенона великим древнегреческим ваятелем Фидием, Нике стоит на ладони богини Афины. В Эрмитаже есть копия античной скульптуры Зевса, держащего в руке маленькую крылатую Нике.На Конногвардейском бульваре, расположенном на месте бывшего Адмиралтейского канала и соединяющем Исаакиевскую и Сенатскую площади с районом Коломны, стоят две гранитные колонны с венчающими их бронзовыми фигурами богини победы Ники. Колонны находятся недалеко от бывших казарм лейб-гвардии Конного полка (ныне Центральный выставочный зал) и призваны увековечить его подвиги в Отечественной войне 1812 года. Статуи богини Ники с лавровыми венками в руках были изготовлены по проекту скульптора Х. Д. Рауха в Берлине и подарены императору Николаю I королем Фридрихом Вильгельмом IV в 1845 году с ответной благодарностью за копии скульптурных групп «Укрощение коня» П. К. Клодта, оригиналы которых установлены на Аничковом мосту в Петербурге. Колонны Славы выполнены по проекту архитектора К. И. Росси из серого сердобольского гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров.

3. Колесница Славы. Арка Главного штаба на Дворцовой площади.

С высоты 36 м, на вершине строения, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней."Колесница Славы", венчающая Арку Генштаба, была спроектирована в честь победы России в войне 1812 года зодчим Карлом Росси по заказу императора Николая I. Скульптура, венчающая арку, выполнена из листовой меди скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Она олицетворяет собой величие России после Отечественной войны 1812 года и представляет собой фигуру Славы в колеснице Победы, запряженной шестеркой коней, крайних из которых придерживают воины. «Колесница Славы» является самым большим по объему из старинных памятников Санкт-Петербурга. Высота монумента, выполненного из меди, составляет 9,94 м, ширина — 15,62 м. Во время реставрации в голове Ники были обнаружены инструменты скульптора — автора Богини победы, которая была создана в 1827 году в честь победы над Наполеоном. В повозке стоит крылатая Слава (богиня победы Ника), простирающая левой рукой штандарт над площадью.

4. Ангел Александровской колонны. Дворцовая площадь.

Статуя ангела на вершине Александровской колонны (Монферран), которая украшает Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге, была создана Борисом Орловским. Это один из первых в России памятников в честь победы над французами.

5. Ангелы костёла св. Екатерины. Невский пр., 32-34.

Храм Святой Екатерины Александрийской — католический храм в городе Санкт-Петербург, один из старейших католических храмов России. Памятник архитектуры.Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов. В центре на аттике находится скульптурная группа из двух ангелов, держащих крест, у подножия которого изображены облака с двумя головками херувимов. Автор данных скульптурных работ неизвестен.

6. Летящий ангел. Шпиль Петропавловского собора. // Александр Петросян

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела хранителя и символа Петербурга.»

Источник: http://slavynka88.livejournal.com/182764.html

С нашим ангелом-хранителем на шпиле Петропавлоского собора связана одна занятная история, которая  описана в книге Б.К. Пукинского «1000 вопросов и ответов о Ленинграде»  (Л.: Лениздат, 1974. — 488 с.):

«В журнале Сын отечества за 1831 год появилась заметка Алексея Николаевича Оленина (член Российской академии [1786], почётный член Петербургской Академии наук [1809], член [с 1804] и президент [с 1817] Академии художеств, с 1811 года директор Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.), в которой было написано следующее: «В октябре и ноябре прошлого 1830 года, смотря из моих окон на Санкт-Петербургскую крепость и на шпиц Петропавловского собора, как я, так и мои домашние и некоторые из наших знакомых всякий почти день любовались (но с крайним опасением и страхом) неимоверною смелостью русского кровельщика…».
Автор заметки, чтобы увековечить подвиг этого талантливого человека, отыскал его и после беседы с ним в журнале появилось описание:
«Ярославской губернии, казённый крестьянин кровельного цеха мастер Пётр Тёлушкин, узнав, что предпринимается необходимая починка… на колокольном шпице Петропавловского собора… явился с письменною просьбою, в которой объяснил, что он все исправления в кресте и ангеле берётся произвести без всяких лесов, с тем только условием, чтоб ему заплачены были материалы, нужные для сих починок, за труды свои он ничего не назначал, предоставляя высшему начальству наградить его по благоусмотрению. Выгодные сии предложения были приняты, и — Тёлушкин, как бедный мастеровой, не имев залогов, заложил, так сказать, жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела».
В октябре 1830 года горожане могли воочию наблюдать упражнения Тёлушкина воочию. Деревянный шпиль был облицован медными листами, соединёнными швами-шлицами. Таких швов было 16. Шлицы выступали от поверхности на 9 сантиметров. Расстояние между ними было на широкий размах рук. Приготовив верёвку и захватив доску, по внутренней лестнице мастер добрался до верхнего окна в шпиле. Там, по доске, закреплённой концом внутри колокольни, выбрался наружу. Привязав конец веревки за пояс, босиком, ухватившись за выступы-фальцы, Тёлушкин стал огибать шпиль. Таким образом обошёл вокруг шпиля и петлёй завязал вокруг него верёвку. Далее стал подниматься наверх шпиля, опираясь при этом спиной на петлю. Своими сильными руками цепляясь за фальцы, служившие ему и для упора ног, он двигался к следующему выступу, поднимаясь по спирали вверх. От напряжения из-под ногтей выступала кровь. За собой тащил верёвочную лестницу. Ангел-хранитель Санкт-Петербурга Тёлушкин умело воспользовался и обнаруженными выше на шпиле железными крюками, укреплёнными через 3 метра один от другого. Закидывая верёвочную петлю на очередной крюк, он поднимался всё выше и вскоре достиг шара.
Так Пётр подобрался под яблоко, имевшее диаметр 2,8 метра и служившее основанием креста. Для того чтобы подняться на шар, Тёлушкин пошёл на риск. Он привязал ступни ног к вершине шпиля и, обвязав верёвками бёдра, откинулся назад. При этом он оказался почти в горизонтальном положении. Из такого положения он стал бросать верёвку на крест. Наконец ему удалось захлестнуть верёвку за основание креста. Затем с помощью этой веревки ему удалось подняться на вершину шара, увенчанного крестом высотой более 6 метров.
Сотни людей, вооружившихся подзорными трубами, стояли на набережной Невы и смотрели на смельчака, взобравшегося на шар. На третий день Тёлушкин с помощью специально сделанной верёвочной лесенки в 26 сажен длины и привязанной одним концом за крест, а другим — к слуховым окнам, уже свободно взбирался на яблоко. Восхождение на вершину шпиля продолжалось в течение шести недель, пока не были окончены все ремонтные работы.
Автор очерка о Тёлушкине А.Н. Оленин свое описание закончил так: «Может быть, иной скажет: «Всё это прекрасно, да надобно еще посмотреть, хорошо ли Тёлушкин исправил все повреждения?» — Дело: для чего нет! — Он всегда готов свою работу показать тому, кто согласится влезть на яблоко у шпица по верёвочной его лесенке, за неимением другого удобнейшего хода…».
За свой подвиг Пётр Тёлушкин получил 5000 рублей ассигнациями и был награждён медалью на анненской ленте».

Поделиться

Новости от партнёров

Комментарии Правила дискуссии

MediaMetrics

Читайте ранее:
Фабрика по производству народных волнений для западных СМИ

Египет, наши дни. Группа молодых людей, явно не на голом альтруизме, инсценирует «народные волнения» для фотокорреспондентов западных изданий. Это просто...

Закрыть