Дмитрий Беляев
30.04.2014 Закон, Статьи читателей, Украина

Киевская хунта пытается перехватить инициативу референдума

Все попытки киевских «властителей» перетянуть одеяло референдума незаконны. Вместо того, чтобы следовать текущей Конституции Украины, они пытаются подсунуть жителям юго-востока некие новые ещё не придуманные своды закона, с целью перенести референдум на период после т.н. «президентских» выборов, а также учитывать преимущественно мнение граждан центральной и западной Украины, но не Юго-Востока.

Давайте посмотрим, что и как в Конституции Украины пытаются нарушить представители киевской хунты.

bayden

Совсем немного времени прошло после визита вице-президента США Джо Байдена в Киев, как местные олигархи начали проявлять «инициативу» по вопросу референдума:

КИЕВ, 28 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Назначенный киевскими властями председатель Донецкой областной государственной администрации Сергей Тарута и мэр Донецка Александр Лукьянченко предложили провести 25 мая всеукраинский референдум о передаче регионам некоторых полномочий.

«В ходе встречи (назначенным Верховной радой исполняющим обязанности президента, председателем парламента Александром Турчиновым) Сергей Тарута озвучил инициативу о проведении национального референдума. Накануне это предложение было сформулировано и одобрено в ходе совместного заседания мэров городов, глав районных советов, и районных госадминистраций Донецкой области», — сообщили сегодня местные СМИ.

На референдум планируется вынести вопросы передачи дополнительных властных полномочий регионам Украины и создания муниципальной милиции. Сообщается, что глава Донецкой облгосадминистрации представил на рассмотрение Александра Турчинова законодательные инициативы, позволяющие осуществить референдум 25 мая, в день внеочередных выборов президента Украины.
http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1152178

Информационный центр сопротивления Юго-Востока трактует это событие следующим образом:

В минувший понедельник ряд украинских СМИ сообщили о том, что киевский режим  согласен провести референдум о децентрализации власти и статусе русского языка. Эти сигналы, в частности, озвучили глава Донецкой областной администрации Сергей Тарута и министр юстиции Украины Павлом Петренко. Верховная рада даже собиралась рассмотреть закон о референдуме, но в итоге не стала. И. о. председателя фракции «Батькивщина» в Верховной раде Сергей Соболев сообщил, что парламент намерен не вносить изменения в действующее законодательство, а принять отдельный закон, который имел бы разовую силу, о проведении всеукраинского референдума относительно государственного строя и прав регионов. «Такой закон пока не готов, его еще надо написать. Поэтому сегодня вряд ли на заседании этот вопрос будет рассматриваться», — сказал парламентарий. При этом Соболев спрогнозировал, что рада сможет подготовить соответствующий законопроект не ранее 6 мая. Вместе с тем, по его словам, согласно рекомендации Совета национальной безопасности и обороны, датой референдума в законопроекте будет обозначено 15 июня.

Один из постоянных читателей блога, юрист из Киева, на условиях анонимности (по соображениям личной безопасности) прислал мне материал, который проясняет суть этого подлога с юридической точки зрения.

Более внимательно присмотримся к законодательной базе, которая используется для проведения референдума.

В соответствии со статьи 72 Конституции Украины всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.

Положениями п.2.1 статьи 85 Конституции Украины предусмотрено, что к полномочиям Верховной Рады Украины относится назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенным статьей 73 настоящей Конституции.

Статья 73 Конституции Украины закрепляет, что исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины.

Таким образом, согласно конституционным нормам, Верховная Рада Украины уполномочена назначать референдум исключительно по вопросу об изменении территории Украины. Перечень вопросов, по которым Верховная Рада Украины может назначать всеукраинский референдум является исчерпывающим, поскольку Конституционный Суд Украины в Решении от 7 апреля 2004 года № 9-рп/2004 отметил, что полномочия Верховной Рады Украины определяются Конституцией Украины.

В Решении Конституционного Суда Украины от 14 июня 2001 года № 8-рп/2001 также отмечается, что согласно Конституции Украины Верховная Рада Украины осуществляет только те полномочия, которые отнесены к ее компетенции.

Перечень вопросов, по которым всеукраинский референдум может назначаться Верховной Радой Украины не может быть расширен путем принятия парламентом законов или иных актов, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Украины, которая содержится в Решении от 30 октября 1997 года № 5-зп по делу К.Г. Устименко, исключения из конституционных норм устанавливаются самой Конституцией Украины, а не другими нормативными актами (пункт 4 резолютивной части).

Что касается полномочий Президента Украины на назначение всеукраинского референдума, то согласно п.6.1 статьи 106 Конституции Украины Президент Украины:

— Назначает всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины в соответствии со статьей 156 Конституции (когда речь идет о внесении изменений в раздел I «Общие положения», раздела III «Выборы. Референдум» и раздела XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины») ;

— Провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе (круг вопросов, который может решаться таким референдумом может быть различным, включая вопросы государственного устройства, за исключением вопросов относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии). 

Народная инициатива по действующему закону «О всеукраинском референдуме» включает в себя забюрократизированную процедуру, предусматривающую сбор 3 млн подписей в не менее двух третях областей Украины и не менее 100 тыс подписей в каждой, регистрацию инициативных групп и собраний граждан. По времени процедура занимает от 130 до 170 дней.   

Полномочия Президента Украины, закрепленные в Конституции Украины также носят исчерпывающий характер, о чем неоднократно отмечал Конституционный Суд Украины в своих решениях, в частности от 10 апреля 2003 года N 7-рп/2003, от 7 апреля 2004 года N 9-рп/2004, от 16 мая 2007 N 1-рп/2007, от 2 октября 2008 года N 19-рп/2008, от 8 октября 2008 года N 21-рп/2008.

При этом, необходимо учитывать, что согласно статье 112 Конституции Украины председатель Верховной Рады Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные в частности п.6 статьи 106 Конституции Украины.

Рассматривая вопрос о возможном предмете референдума — изменение унитарной формы правления на федеративную, необходимо обратить внимание и на тот факт, что форма государственного правления является составляющей конституционного строя Украины.

Конституционный Суд Украины в Решении от 5 октября 2005 года N 6-рп/2005 дал толкование, что положения части третьей статьи 5 Конституции Украины «право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами» следует понимать так, что только народ имеет право непосредственно путем всеукраинского референдума определять конституционный строй в Украине, который закрепляется Конституцией Украины, а также изменять конституционный строй внесением изменений в Основной Закон Украины в порядке, установленном его разделом XIII (пункт 2 резолютивной части).

Раздел XIII Конституции Украины устанавливает такой порядок внесения изменений. В частности, для внесения изменений в разделы I, III, XIII Основного Закона Украины определена особая процедура, согласно которой законопроект о внесении изменений в эти разделы подается в Верховную Раду Украины Президентом Украины или не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины и, при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины, утверждается всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины (часть первая статьи 156).

За этим детальным юридическим анализом можно сделать важный вывод —  без внесения изменений в Конституцию Украины невозможно принять какой-либо закон, который в ближайшие месяцы позволит власти провести подконтрольный себе референдум.

Таким образом мы видим, как киевская хунта, незаконно прийдя к власти, пытается точно таким же образом отобрать у жителей юго-восточных областей Украины право голоса. Закон о референдуме уже существует. Любые попытки на скорую руку придумать и принять новый закон о референдуме не имеют под собой законного основания.

Поделиться

Комментарии Правила дискуссии

Читайте ранее:
Двадцать восемь

Уважаемые читатели! Наверное, впервые за пять с лишним лет после открытия блога, хочу разделить с вами радость маленького личного праздника....

Закрыть